Бумага и страсть. Простые истины Аси Козиной

Asya-KozinaВсё гениальное просто! Эта фраза знакома каждому. Но как часто Вы находите ей применение или подтверждение?

Возьмём, к примеру, человеческие руки. Ведь это поистине универсальный инструмент, способный воплотить даже самые, на первый взгляд, фантастические задачи.

Наша сегодняшняя гостья – мастер бумажной пластики, талантливый художник Ася Козина – своими руками творит настоящие чудеса. Во время беседы Ася поведала нам некоторые тонкости, и оказалось, что секретов то и нет! Всё гениальное просто))). И в то же время очень интересно и завораживающе.


Начнём с традиционного вопроса. Расскажи коротко о себе: откуда ты, основная деятельность, есть ли муж, дети и т.д.

Родилась я в с. Новониколаевка, Украина. Долгий период  жила там. Потом переехала с родителями в Черкассы и там я уже училась, прошла школу искусств, поменяла несколько общеобразовательных школ. Потом  училась в училище на хореографическом отделении, затем в университете на отделении изобразительного и декоративно-прикладного искусства в г. Черкассы. Там же я и начала работать. Если коротко, всё мое становление произошло в Украине: там мои родители, брат, бабушка с дедушкой, и даже моя любимая кошка там была.

А потом я познакомилась со своим мужем, он приехал и забрал меня. И всё – с тех пор я живу в России. У меня есть сын, которому 6 месяцев (на момент беседы, прим. редакции).

Одним из главных твоих направлений является бумагопластика. Можно кратко, что это такое (для тех, кто впервые встретится с этим искусством)?

С самого начала бумажное искусство давалось, как приёмы работы с бумагой для архитектурного проектирования. Во всех высших учебных заведениях по архитектуре, дизайну есть предмет — бумажная пластика. Раньше любая архитектура начиналась с того, что делался проект, делался бумажный макет, а уже потом начинали строительство. Всё идёт оттуда.

У меня не чисто бумажная пластика, а также элементы квиллинга, оригами, поп-ап. Все эти направления у меня синтезированы в одно.

Архитектурная составляющая – более точная: она завязана с циркулями, линейками, нужно вымерять до миллиметров. У меня бумажная пластика более свободная, лихая, то есть я понимаю, каким образом бумага может сложиться и дальше без линейки, карандаша, циркуля всё это сразу ножом делаю.

Как давно ты занимаешься бумажной пластикой как искусством?

Началась вся эта затея с бумажным искусством ещё в университете на 2 курсе. Был этот предмет и задание – сделать куклу. Я вообще никаких деталей ещё не понимала. У меня был только очень простой нож с пластиковой вставкой внутри, которая быстро лопнула. istoricheskie-kostyumy-Asya-KozinaЯ начала гнуть бумагу, у меня ещё толком ни складок не получалось, просто какие-то приёмы: что можно её закручивать, что вдоль она хорошо сгибается, а поперёк – плохо. Какие –то такие азы  раскрывались. Я сделала первую куклу, и она сразу вошла в мою первую выставку. С неё началось моё искусство.

У меня было целое лето, чтобы пробовать работать с бумагой дальше. Я познакомилась со складочками, узнала, как аккуратно бумагу согнуть, как её прорезать. Потом сделала мужчину, получилась пара «Исторический костюм барокко». Потом ещё одну пару. И начали мы с мамой думать о том, чтобы сделать выставку. И с одной стороны вроде бы есть музей, и директор поддержит. Но был страх: может ли это называться искусством? У меня на тот момент даже интернета не было, поэтому о том, что существует за рубежом целое отдельное направление Paper Art, я не знала. На свой страх и риск я сделала первую выставку, она очень хорошо прошла и пошла дальше ездить по Украине.

Это ещё будучи в университете?

Да-да-да! Это на третьем курсе, в ноябре 2007 г. открылась первая выставка. С этого момента я ездила по всей стране. Давала мастер-классы, где-то проводила выставки, очень всё активно пошло.

И потом у меня уже появился интернет, я выяснила, что за рубежом немыслимое количество художников, которые в этой сфере развиваются и такие вещи сумасшедшие делают. Но какая-то доля сомнений, тем ли я занимаюсь, можно ли это назвать искусством, всё равно оставалась.

Были сомнения. Но скажи, что повлияло на то, что ты окончательно решила: «Всё. Буду заниматься этим делом ни смотря ни на что»

paperart1-AsyaЯ это так люблю ещё с детства! Так получилось, что я в 10 лет заболела, постельный режим, выходить нельзя. Мама мне дала в руки ножницы и я начала вырезать такие вытынанки силуэтные — чудиков, которыми мы потом с братом играли.

Потом ножничками я начала вырезать асимметричные силуэты, которые наклеивала на контрастную бумагу. И первые были у меня сразу посвящены историческим народным костюмам: японские, костюмы Франции, рококо. Я всегда занималась не модой, но мне нравилось рисовать футуристические костюмчики. И, наверное, любовь к этому искусству с самого детства потихонечку и идёт.

Когда ты что-то делаешь, ты вдохновляешься чьими-то работами? Есть ли такие имена, которые повлияли на тот или иной ход развития, что есть сейчас?

Я не могу сказать, что повлияли. Когда я свою первую выставку сделала, там были уже 23 работы, 23 куклы. В каждой из этих кукол были какие-то приёмы, и я даже не знала, как их назвать. Я писала научную работу, и мне приходилось придумывать названия. Бумажные складки — ладно, квиллинг – услышала где-то. А поп-ап искусство…. в научной работе я написала, что это W-образный узор (как гармошка). Для меня в большей степени возможность посмотреть работы других авторов дало правильные названия тому, что я делаю.

И чтобы я вдохновилась чьими-то работами — не особо. Я очень боялась быть похожей на кого-то и очень берегла то особенное, что было в работах изначально. Даже когда заказчики говорят: «Мы хотим вот такое» и дают явно чужую работу, я начинаю ту же тему перерабатывать по-своему. Получается совсем по-другому. И чаще всего это всех устраивает. И заказчики понимают, что они работали не с декоратором, а с художником.

Вообще, очень интересно, как рождаются твои творения. Откуда берётся сама идея, как эта идея переходит на бумагу и как материализуется? Отслеживала ли ты этот процесс?

В голове без конца тонны мыслей. Могу говорить с мужем об одном, потом бах — в голове что-то родится, и мне обязательно надо ему сказать, иначе я забуду. У него оно засядет как-то, переработается. Любая мысль, которая приходит, любой проект проходит чистку в голове, трансформируется до неузнаваемости.

istoricheskie-kostyumy-2-Asya-KozinaКогда начинала делать исторические костюмы, особо не было такой идеи. Просто я очень любила книжку «Иллюстрированная энциклопедия моды», она разделена на века, стилистические направления в одежде. Я брала какую-то эпоху, пересматривала, начинала рисовать. Зарисовала эскиз, сделала эту модель карандашиком, разобрала, что где будет. И потом начинаю работать с бумагой. Обычный эскиз от куклы очень отличается, потому что бумага – живой материал. И как бы ты не старался (особенно если работать без карандаша), то ты не можешь сделать абсолютно одинаковые складки, не можешь идеально точно выбрать высоту, угадать сокращение бумажное.

Куклы мне самые понятные. Я сейчас делаю серию, её идея – сохранить историю свадебных костюмов. Каждая культура, страна, селение, даже семья – она имела очень оригинальные женские свадебные костюмы. Каждый город имеет свои такие особенности, которые хочется запечатлеть. Я ездила в этнографический музей, смотрела на костюмы. Но, наверное, в мире нет такого музея, в котором были бы представлены все или хотя бы многие свадебные костюмы.

Но судя по всему, ты к этому стремишься?

Да, мне всё это безумно интересно. Все свадебные костюмы настолько насыщены смыслом, идеями, там такая глубина. И мало, кто об этом знает, сохраняет.

А что же всё-таки тебя вдохновляет?

Я вдохновляюсь старыми фотографиями. Находила такие фотографии: индусская свадьба, селение, где сари на девочек не надевают. Там на ней такая резинка на поясе, и все на этот пояс завязывают белые платки, шарфы. Вяжут так, что девочки почти не видно, она похожа на шарик из шарфов. Она вслепую идёт, её ведёт жених. Потом её развязывают, каждый забирает шарфик, и она остаётся в какой-то одежде.

marokkanskaya-nevesta-Asya-KozinaПотом марокканская невеста из города Фес. Я нашла русскую девчонку, которая вышла замуж в Марокко именно в традиционном марокканском костюме. Она мне рассказала, как его делают. Она стоит, её обматывают тканью, на неё надевают около 7 кг золота, корона на голове. Её укладывают в карету, а ткань, типа парчи, закалывается иголочками, чтобы она сохраняла форму такого диванчика. И её носят 4 мужчин на плечах. Я нашла очень старые фотографии с этим костюмом. Вот это, наверное, относительно кукол самое моё большое вдохновение: старые фотографии, описание, какие-то детали, которые мало кто знает. Безумно интересная тема!

А вот творческие проекты, которые  нужно снимать, например, в студии с фотографом – они под меньшим вдохновением, я не так глубоко копаю, они более спонтанные, живые.

Давай немного поговорим о технических моментах. Какие инструменты ты используешь для создания своих шедевров?

Для начала нужен такой непрорезаемый коврик. У меня всё фирмы Olfa. Коврик нужен большой. Но благодаря тому, что он есть, можно смело согнуть ватман. Клей «Титан» или «Дракон». Крупные объекты делаю терпопистолетом.

Нож, механический карандаш, циркуль, линейки. Чаще всего я не пользуюсь ни карандашом, ни линейкой. Циркулем – только если нужен абсолютно правильный круг. Линейкой, только если вычерчен какой-то  сложный узор. А карандаш, наверное, только на этапе эскиза, когда придумывается сама идея.

Ещё пинцеты для кукол (закрученный и обычный ровный), нужны для того, чтобы приклеивать детали, не касаясь бумаги пальцами. От пальцев остаются следы, и как бы ты их не мыл, они со временем проявляются. Поэтому нужно минимально трогать бумагу руками.

А бумага какая нужна?

Самый обычный ватман. Сейчас, когда у меня претензии к бумаге серьёзные, я чётко уже знаю, какая нужна. Но работать можно с любой. Просто если плотность выше 200 г/м2, она может расслаиваться. Если 200 г/м2 – хорошо держит форму. Если 160 г/м2 — будет мягкая, и как бы её идеально не сложила, она помнётся. Это в большой скульптуре очень заметно (для лошадей мы брали 350 г/м2, она как картон, но благодаря этому она выдержала такой размер, потому что лошади были с человека ростом). Для каких-то целей я беру обычный самый дешёвый ватман. Для кукол — офсетную, она белоснежная, аж с голубоватым оттенком.

loshadi-Asi-Kozinoj

Используешь ли ты какие-то компьютерные программы, расчёты?

Нет, абсолютно ничего.

А вот узоры, как их сделать одинаковыми?

mask-Asya-KozinaЛинейка и карандаш. Когда начинаешь чертить, благодаря пересечению линий узор рождается по пути. Интересный такой процесс, живой.

Фантастический, я бы сказала! А сколько времени уходит на реализацию одной идеи? Например, куклы?

Ну, если начинать с того, сколько я копаю сначала информации, то, конечно много, может и месяц уйти. Потому что начинаешь во всё это нырять, ищешь уже на самых разных языках, списываешься с каким-то людьми, копаешь.

Эскизов делаем несколько, на них иногда две недели, иногда месяц уходит.

А какие-то простенькие проекты, не такие глубокие, что ли, – на них может уйти неделя, максимум две.

Скажи, а есть ли у тебя помощники?

Муж. Он вместе со мной всё делает. Он тоже закончил худ.граф., и я не одну из идей не реализую, не обсудив с ним. К куклам он не лезет, это больше моё. А что касается проектов, таких как лошадь, невесты, монгольский проект– тут мы все вместе: плечо в плечо, нож в нож. И сын всё время с нами, спит под мышкой ))))

mongolskaya-svadba-Asya-Kozina

Здорово, когда члены семьи помогают!

Сложности с этим тоже могут быть. Всё-таки семья – это отношения, иногда люди ссорятся, бывают не в настроении, заболевшие и т.д.. И это всё может сказываться на работах. Ты если уж завязался с каким-то проектом или заказчиками, то у тебя установлены сроки, ты хочешь-не хочешь, встаёшь и делаешь. Поэтому надо разграничивать дело и отношения.

Тонкая грань! Скажи, а как удаётся совмещать такой достаточно активный творческий образ жизни и семью, как успевать всё? И успеваешь ли ты всё?

Да, я даже пироги пеку 🙂  Я, конечно, всё успеваю, но это благодаря памперсам. И тому, что сын у меня ходит голый.

Скажи, а чем ты ещё любишь заниматься в свободное от бумаги время?

Ну, вообще я педагог. Я работала с детьми с 18 лет до декрета. Это моё второе увлечение. Два года назад начала вести рисование у детей от трёх лет. Эти дети невероятно рисуют, их нужно просто зажечь. Помню первую большую работу формата А3, которую мы сделали с первыми моими учениками. Я думала, что это для ребёнка много, но они его за 20 минут осваивают. Они настолько бесстрашные, хватают толстую кисточку и начинают рисовать. Мы рисовали корабль в море. Эти работы для меня настолько памятные! Там и шторм, там и штиль, и какие-то закаты, рассветы, плоты, яхточки. Они не специально, они рисуют, как могут, что-то я им объясняю, но всё-таки пытаюсь отталкиваться от них. Смотришь взрослыми глазами и понимаешь, сколько всего можно увидеть. Я, конечно, от детского творчества без ума. Я их обожаю, для меня они такие вдохновители, зажигалочки мои.

Ещё я люблю вязать, но времени не хватает)))

Давай немножко поговорим о выставках: ты провела уже не одну выставку своих работ. Была ли такая, которая запомнилась особенно и чем?

kazaxskaya-mongolskaya-nevesta-Asya-KozinaДа. У меня были 2 такие выставки. Одна в Украине, в Киеве, в музее игрушки. Я проходила мимо по Кловскому Узвозу, и вижу – музей игрушки. А я искусством уже занималась. У меня с собой был только буклетик свой. И я думаю, дай зайду. Зашла, говорю: «Здравствуйте, а где у Вас директор?». И меня провели к этому директору. Оказалось, невероятная женщина, такая открытая, просто сказка! Я проводила мастер-класс, проводила выставку. У меня самые тёплые воспоминания остались.

А вторая – это был май прошлого года, выставка была в Сургуте. Там такие люди: открытые, добрые, в них столько света! Мы до сих пор поддерживаем с ними тёплые отношения. И если всё сложится, то в ноябре мы поедем оформлять музей, по плану будут большие бумажные скульптуры.

А какая из твоих работ – любимая, есть ли такая?

Наверное, в каждой серии есть такая, она памятная какими-то событиями. Например, в «Историческом костюме» есть работа, посвященная эпохе возрождения. Я её сделала за сутки. Это любимая работа папы и  бабушки, она для меня очень много значит. Я её никому не отдам, не подарю.

Из последней серии для меня много значит работа марокканской невесты. Я её не могла очень долго сделать. Чтобы понять, как завернуть бумагу, пришлось самой обматываться простынями.

Выставки — это всегда новые эмоции, впечатления ещё и потому, что получается побывать в новых местах. Много ли удалось посетить мест благодаря увлечению бумажной пластикой?

Только благодаря этому увлечению я где-то и бываю, потому что вот так вот вырваться… Устаёшь на работе. Я раньше работала с детьми много (и муж у меня работает с детьми), иногда даже не было сил приготовить поесть. Благодаря тому, что есть какие-то проекты, уже без вариантов, просто берёшь и едешь. И это так весело, так интересно, такая жизнь становится насыщенная. Потом, когда этих событий нет, вроде бы и скучно. Я думаю, именно благодаря искусству столько всего удалось посмотреть. Я даже во Львов ездила с ученицами. А так представь, что ты возьмешь двух девчонок, даже они не маленькие, по 15 лет, но всё равно это чужие дети, ты несёшь за них ответственность, и просто так поехать и посмотреть с ними город – не поедешь. А с выставками, мастер-классами они и помогают,  проводят, помогают тащить. Собрались и поехали.

Здорово! Скажи где помимо представления в различных выставках, музеях, можно использовать бумажные шедевры. Где использовала их ты?

Сейчас очень модно использовать бумажные цветы для оформления свадеб. Уже все налево и направо умеют это делать. А начиналось всё с показа мод Коко Шанель: Карл Лагерфельд сделал показ на фоне бумажных ширм, занавесов, перил, оформленных бумажными цветами. И его оформление уникально тем, что там не только цветы, но и различные растения, цветы разной формы, оно такое всё живое, каждый кусочек хочется рассмотреть. Настоящее искусство!

svadebnyj-proekt-Asya-KozinaА дальше на этом просто начали зарабатывать деньги. Упростили один приём и начали его штамповать. Можно сделать это с помощью компьютера: 25 одинаковых лепесточков и быстро собрать с помощью клеевого пистолета. Всё это понятно, просто. Смотрится красиво, выразительно. Если человека фотографировать на фоне таких цветов, он выигрышно смотрится, как в сказке. Всё правильно, этим надо пользоваться!

А приёмов бумажного искусства очень много используется в рекламе, в оформлении. Я видела, как журнал просто публикует на обложке не какие-то фотоработы или коллажи, а просто бумажные объекты. Оформление витрин — бумага самый простой и понятный материал, из которого можно сделать разное оформление быстро и просто.

Видела рекламный ход, где девочка рекламировала что-то, и у неё костюм был сделан из бумаги. Есть в России творческий дуэт «Тоже люди», которые делают персонажей таких очень мультяшных. Их много используют в рекламе.  У них такие сюжеты интересные, смешные, цветные работы.

Фотосессии.  Много чего делается!

Как показал опрос, многие наши читатели интересуются бумагой, и наверняка эта беседа с тобой послужит отправной точкой в новом виде творчества для кого-нибудь из них. А ты для станешь таким ярким примером, вдохновителем. Скажи, с чего можно начать освоение бумажной пластики? Где можно поучиться?

Если уж совсем так поучиться, есть книги, которые предназначены для архитектурных вузов. В них показаны основы бумажной пластики, как бумагу гнуть, nevesta-2-Asya-Kozinaкак делать из неё конусы и т.д. Но это довольно скучная литература.

Я бы предпочла дать в руки нож, дать листик и сказать: «Пробуйте!», чтобы не было какого-то страха. Никто же не увидит на самом деле, но ты можешь попробовать согнуть, прочувствовать. Я таким способом это всё разобрала, я не по книгам училась. Просто берёшь и начинаешь чувствовать, как бумага гнётся. Можно её погладить, найти выпуклое место на себе (коленка, живот или ещё что-то) и на этом месте согнуть. Если пробовать бумагу понимать, это будет быстрее и с большей пользой, чем взять и прочитать книжки.

В книжке, может, что-то и понятно, но она сразу ограничивает, даёт представление, что можно сделать только так или так.

Скажи, есть ли возможность поучиться у тебя?

Ой, я не представляю, как это возможно сейчас сделать… Дети, которые ко мне ходят – да, я им даю основы бумажной пластики, они уже что-то умеют.

А какие-то платные фото-матер-классы или схемы, с чего начинать новичку?

Я платные вообще не делала. Я отсняла недавно бесплатный мастер-класс для одного журнала. Они скоро опубликуют его, выйдет каким-то тиражом, будет доступно.

Скажи, что для тебя твоё творчество?

Я не скажу, что я не могу без этого жить. Но это страсть. У меня муж много смотрит передач о том, что вдохновляет великих людей, какие вещи помогали им, подводили к тому, чтобы они что-то такое гениальное создали, нашли призвание, paper&light-Asya-Kozinaстали чем-то значимым в этом мире. И я могу сказать, что страсть – это то, что всех этих людей роднит.

Когда начинаешь этим заниматься, просто входишь в транс, находишься в состоянии, когда внутри аж всё переполняет, закипает, такое вдохновение, думаешь-думаешь и потом садишься работать. И волна, которая накрывает, она несёт-несёт до финиша. И есть ощущение, что всё, сделал работу, эта волна отошла (до следующей работы). Думаю, каждый, кто занимается своим делом, переживает что-то подобное. Не важно, швея, писатель, кулинар, педагог. Но что-то такое общее должно быть.

Многие ищут себя, своё призвание. Твоя творческая сущность раскрывается через бумагу. Можно сказать, что это твоё призвание. Что нужно делать, чтобы найти себя? Как узнать, что это оно самое?

Я думаю, что чем больше ребёнок имеет возможности пробовать в детстве и до окончания школы, тем больше вариантов у него отметается. Я столько всего в жизни попробовала! А потом оно устаканится, и своё найдётся. Если не пробовать, дети упускаются и поступают в университет не по сердцу. А ведь страшно поступить, а потом взять, перечеркнуть, и пойти в другое место. Это заканчивается тем, что человек работает всю жизнь и ненавидит свою профессию. И чем старше, тем сложнее всё менять, ответственности больше.

Какие планы есть у тебя на ближайшее будущее?

Главное, доехать до родителей, хочу вырваться в ближайшие дни. Там у меня художественный конкурс, который я должна провести тоже. А потом вернусь – и снова за работу. Целая куча проектов, идей записаны и озвучены, зарисованы.

И на последок по традиции совет Мастера нашим читателям

Я, наверное, посоветую меньше самокритики. Во многом именно это останавливает. Больше смелости, драйва. Не думать о том, что если ты берёшь бумагу, нож, у тебя обязательно должно что-то получиться. Не обязательно. Бесстрашие в искусстве – это хорошо, это даёт возможность что-то открыть новое. Что-то понять, сделать вывод даже из корявого цветочка.

Спасибо больше! Очень интересная и насыщенная беседа получилась!

Дорогие читатели, мы приглашаем вас познакомиться ещё ближе с творчеством Аси! Посмотреть больше удивительных бумажных шедевров вы можете здесь:

📰 Портфолио автора

💻 Персональный сайт 

👉 Профиль в Facebook

👉 Профиль ВКонтакте

 

2 комментариев

  1. Татьяна's Gravatar Татьяна
    09.07.2015    

    Спасибо за интересный рассказ. Асе желаю вдохновения и воплощения всего задуманного и запланированного!!!

  2. Любовь's Gravatar Любовь
    11.05.2017    

    Очень понравился Мастер!Замечательное интервью!Спасибо!!!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *