Магические плетения Натальи Ильиной

На свете много мастеров рукоделия. Есть талантливые люди, работающие в популярных техниках, таких как скрапбукинг, например, или валяние, используя для творчества специальные материалы. Но есть и те, кто способен создать абсолютно потрясающие вещи из того, что на первый взгляд кажется совершенно неприметным, из того, что мы обычно привыкли не замечать.

Интервью с Натальей ИльинойИ сегодня мы хотим познакомить Вас как раз с таким редким мастером, покорившим технику плетения из сосновых иголок и не только, нереально талантливым, интересным человеком и по совместительству автором мастер-классов и составителем стихотворных кроссвордов в нашем журнале – Натальей Ильиной. То, что она делает, похоже на волшебство. А её особый подход к делу позволяет создавать поистине магические вещи.  Но не будем раскрывать все секреты сразу! Пересказывать долго, лучше один раз всё увидеть (прочитать) самим.

Наталья, расскажите немного о себе: откуда, чем занимаетесь, работаете или нет?

Я родилась и живу в Крыму, Симферополь – мой родной город, который я ещё ни разу надолго не оставляла. Получила образование, стандартное для детей, рожденных в советский период: средняя школа (с серебряной медалью), музыкальная школа (класс скрипки), техникум (факультет товароведения непродовольственных товаров), институт (факультет экономики предприятия). Работала продавцом, товароведом, а начиная с 1993 года – преподавателем техникума, позже – института, колледжа.  В Крымском колледже экономики и управления одновременно занимала должности заместителя директора по воспитательной работе и преподавателя курсов «Маркетинг» и «Менеджмент». Самые яркие  творческие воспоминания связаны именно с этим периодом: конкурсы, мероприятия, газета, походы, — всего и не перечислишь. В одном из походов я познакомилась с человеком, который позже стал моим мужем, отцом наших дочерей – Светланки и Маруси. Так случилось, что  после рождения детей в колледж я уже не вернулась, зато серьезно занялась рукоделием – любимым занятием с самого детства. В нынешнем, 2014 году меня приняла в свои ряды Ремесленная палата Крыма, теперь я среди людей,  увлеченных ремеслом и творчеством, готовых дарить людям радость.

intervyu-Natalya-Ilyina-2

А как давно Вы занимаетесь рукоделием, и что подтолкнуло вообще к ручной работе?

Рукоделием занимаюсь давно, точнее – всегда, так уж распорядилась жизнь и время, в которое мы родились. Каждая советская школьница просто должна была уметь если не все, то многое: шить, вязать, вышивать, готовить, создавать шедевр из ничего. Такие умения очень помогали проявлять свою индивидуальность: несмотря на дефицит тканей, я к каждому празднику старалась сшить или связать себе что-нибудь новенькое, не из разряда магазинных стандартов. А из никому не нужных мелочей всегда старалась сделать что-то необычное – отсюда и запущенный «плюшкинизм» и название моего рукодельного блога – «Плюшкин дом». Надеюсь, эти фразы понимаются моими читателями в самом лучшем, экологическом, что ли, смысле: я считаю, что если многое вокруг нас создается руками, то нужно научить этому свои собственные руки – ведь умения и навыки не даются от рождения, они приобретаются, благодаря нашему желанию творить.

У Вас такая очень необычная, пока что довольно редко встречающаяся тематика — плетение из не самых стандартных природных материалов, таких как сосновые иголки, кукуруза. Как Вы попали в эту область рукоделия? Откуда узнали вообще о таком плетении? И вообще, почему именно плетение?

В плетение я попала случайно, хотя уверена в том, что случайностей в жизни нет. Мы просто движемся по пути, видимость на котором для нас ограничена, и поэтому называем его отрезки «случаем», «неудачами» или как-то еще. В то же время в мире есть Тот, кто видит наш путь, ведет нас по нему и старается дать нам понять, что все события нашей жизни – звенья одной цепи, ведущей к нашему предназначению. Главное, понять и отбросить все лишнее, пока ещё есть время.

Теперь о плетении. Есть в числе постоянных читателей моего блога один очень важный для меня человек: зовут её Ольга. Так вот, на одной из фотографий её творческих созданий увидела я необычную корзиночку, и, конечно же, стала выяснять: кто сделал да из чего. Оказалось, что корзиночка из талаша, то есть из листьев початков кукурузы. Проще говоря: практически «из ничего». Пройти мимо мне моя «пионерская» закалка просто не позволила, и я начала пробовать: сначала – корзиночки, затем – туески, кружечки, ложечки, блюдечки и чайнички.

intervyu-Natalya-Ilyina-3

Так бы и плела себе потихонечку, но вдруг попалось мне на глаза одно из приглашений на «хендмейдовскую» выставку, да непростую, а с условием: к участию приглашаются «уникальные» мастера, представляющие «немассовые» виды творчества. Из любопытства стала просматривать заявки участников и увидела фразу, которая после талаша во второй раз поставила меня «в тупик»: «Плету  сосновой иглой…..» Посмотрела я фотографии работ этого мастера, оказалось, что основа её техники – перевязывание соснового жгута нитью и формирование таким образом готовой формы. Вроде бы всё понятно, но фраза «плету сосновой иглой» просто засела в голове, как навязчивая песенка.

И начались поиски. Безуспешные, поскольку в Интернете информации по собственно плетению (я имею в виду безниточную технику) нет, и это, я считаю – правильно. Есть лишь одно, скорее всего «случайное» видео, где мастер быстро-быстро плетет из иголок грибочки. Я его смотрела тысячу раз, потом столько же раз просыпалась ночью, каждый раз с мыслью, что разгадка близка. Видимо, так мы с иголочками проверяли друг друга – долго, мучительно, через множество безуспешных проб. А знаете, насколько дорого то, что выстрадано? Мне часто кажется, что не я придумываю, что будет сплетено, подсказывает сам материал в самом начале процесса. И получается корзиночка вместо кулончика или замысловатый рисунок вместо простого колечка.

На самом деле это потрясающе просто! Скажите, а как давно Вы уже занимаетесь плетением?

На сегодняшний день стаж у меня очень небольшой. Первая кукольная корзиночка из талаша появилась на свет в июле прошлого года (это чуть более года назад), а первая тоже кукольная корзиночка из сосновой иглы – в августе прошлого года. Хочу  сразу признаться, что до указанного времени я никогда и ничего не плела – ни макраме, ни плетение из газетных трубочек так и не попали в зону моего внимания, поэтому можно сказать, что все начиналось «с нуля».

intervyu-Natalya-Ilyina-4

А какие чувства вызвали тогда эти корзиночки и какие — сейчас?

Первая «сосновая работа» так же, как и корзинка из талаша, — она до сих пор среди игрушек моих девочек. До сих пор в ней – ощущение чуда: столько лет это в буквальном смысле слова лежало под нашими ногами, а мы даже не догадывались о том, сколько радости может принести  в дом перевоплотившийся кусочек пахучего соснового леса… И я до сих пор не верю, что это произошло со мной.

Вы учились этому ремеслу самостоятельно или были учителя? Сложно ли вообще освоить данный вид рукоделия?

Плетению из талаша меня научил фото мастер класс, опубликованный на одном из Интернет сайтов. Ничего сложного в основах нет, а работа с формой очень напоминает вязание крючком: нужно расширить – делаем дополнительный стежок, сузить – плетем через один. В основном учусь на картинках, фотографиях. Конечно же, читаю то, что выкладывается в открытый доступ: некоторые мастера описывают процессы плетения и объясняют некоторые «секреты» ремесла. Что же касается плетения сосновой иглой – тут лишь повторюсь, что те, кто владеет этой техникой, не спешат делать её общедоступной и массовой. Я считаю, что это правильно. Поэтому в моих работах  что–то угадано, что-то придумано, но, я надеюсь (ведь не вся информация нам доступна), ничего не «списано». По крайней мере, мне бы хотелось, чтобы это было именно так.

Какие материалы обычно используются при плетении подобных изделий (основные и вспомогательные)? Где их раздобыть?

При плетении  сосновой иглой используется только сосновая игла – сухая, не поломанная, не вытоптанная. В моих изделиях часто встречается зеленая игла, но «живьем» я её сорвала лишь однажды – на первую корзиночку. С тех пор больше так не делаю, а собираю зеленую иглу после сильных ветров (у нас в городе в последнее время часто ветер ломает сосновые ветки) или прошу знакомых после Новогодних праздников не выбрасывать сосны, а собирать иголочки,  чтобы хоть таким образом продлить лесной красавице её прервавшуюся жизнь.

intervyu-Natalya-Ilyina-6

А какое самое необычное сырьё Вы использовали в своих работах?

Сосновая игла – это уже необычно. Согласитесь, что изделия из неё встречаются довольно редко. Да и талаш в Крыму известен лишь как корм для кроликов, хотя,  судя по летним рыночным оборотам по продаже кукурузы, сырья могло бы хватить на огромное количество сувенирной продукции. Совсем недавно я познакомилась еще с некоторыми необычными материалами для плетения – листьями ириса, лилейника – их окрас в готовом изделии превосходит даже универсальный талаш. Но самый-самый необычный материал – это вишневые хвостики, которые получилось заплести безниточным способом в очень хорошенькую шкатулку, о которой я обязательно напишу на страничках моего блога «Плюшкин дом».

Ух ты! Действительно неожиданные материалы! А как долго можно хранить заготовки, например, те же иголочки от сосны?

Сосновые иголочки могут храниться очень долго, даже не могу точно сказать, сколько. Ведь собирая иглу,  я не могу спросить, сколько ей лет, сосна ведь хвою на зиму не сбрасывает, а живет очень и очень долго: возраст самой старой сосны на нашей планете составляет 4900 лет. Именно поэтому сосна считается символом долголетия и супружеского счастья – её иголочки всегда держатся парами и остаются на дереве, какой бы холодной и суровой не была зима.

Какие существуют особенности подготовки основного материала для плетения?

Талаш я варю и сушу – здесь очень помогает электросушилка, которая в перерывах между приготовлением сухофруктов работает ускорителем процесса сушки материала. Сосновую иглу я очищаю от «шапочек» и перед плетением минут 15 держу в кипятке – вот и вся хитрость.

А инструменты какие-то нужны для плетения?  

Инструменты не нужны, нужны руки и желание созидать. Иногда при очень плотном плетении использую конусное шило – оно позволяет раздвинуть петельку для создания нового стежка, хотя можно обойтись и без него.

А насколько вообще сложен в техническом плане сам процесс плетения? Есть ли противопоказания у этого вида рукоделия (физические, психологические и т.д.)?

Как ни странно это сейчас прозвучит, техника плетения из сосновой иглы очень проста, но, начиная плести, ты понимаешь, что дело и не в технике вовсе. Есть во всем этом что-то завораживающее, магическое, что ли. Наверное, как при создании оберегов, — в самом правильном понимании сути этого процесса. Думаю, это потому, что  сосна сама по себе очень мощный оберег: она считается деревом спокойствия и высоты духа, благотворно влияет на биополе человека, подпитывает его энергией.

intervyu-Natalya-Ilyina-5

Что касается противопоказаний – может, только аллергия, если такой её вид вообще существует, ведь  хвойный запах приносит лишь пользу и способен излечить человека от множества заболеваний. А вот психологический настрой при плетении очень важен – ведь если Вы видите фотографию готового  изделия, сплетённого из сосновой иглы, то это вовсе не значит, что плелось оно быстро и гладко – мы ведь показываем лишь то, что получается, а сколько при этом бывает неудач! Игла ломается, колется, рвётся, бывает, лопается в полотне, когда работа уже почти закончена. Расплетаешь до места разрыва, заново готовишь новую партию иглы, доплетаешь, ждёшь высыхания и понимаешь, что цвет «добавки» не подошёл….да, бывает и такое. Ещё сосновая игла в плетении не такая гибкая, как талаш: изменить её направление при безниточном плетении очень сложно. В общем, нюансы есть в каждом ремесле, и плетение – совсем не исключение.

Что именно Вы плетёте? Специализируетесь на чём-то конкретном или это всё спонтанно?

Скорее спонтанно, чем конкретно. Когда берешь в руки материал и начинаешь с ним работать, понимаешь, на что он годится. Бывает, конечно, попадается очень красивая игла – из неё, конечно, только украшения.

Много ли времени уходит на плетение одной вещи?

По-разному. Бывает, на одном дыхании можно и за один день сплести, например, комплект украшений, но это лишь в случае, если мысль опережает действие и я вижу, что будет дальше. А если нет вдохновения у меня или у иглы (она тоже бывает «не в настроении») – ничего не поделаешь, всегда найдётся, чем ещё себя занять.

Хватает ли времени на что-то ещё?

Меня часто спрашивают: «Когда Вы всё успеваете?», а я отвечаю: «Я же не показываю Вам, что я не успеваю, а этого намного больше». Конечно, всегда хочется успеть реализовать все свои творческие задумки и побыстрее, но сутки от этого не меняются, поэтому приходится довольствоваться тем, что есть. Да и повседневные дела никто пока ещё не отменил, к сожалению.

intervyu-Natalya-Ilyina-8

Наши читатели знают Вас, Наталья, не только как автора ярких и креативных мастер-классов, но и как составителя очень интересных стихотворных кроссвордов. Стихи —  что это для Вас?

Стихи – это форма мыслей. Иногда мне проще сказать рифмой, нежели прозой. Раньше, конечно, я уделяла этому побольше времени, писала книжки – описания походов, сатирические стишки, песенки, поздравления, праздничные сценарии. Сейчас  стихи не оставили меня, но отошли чуть поодаль, приближаясь, когда я вижу забавную ситуацию или интересное фото.

Создаётся впечатление, что Вы к любому сюжету можете написать несколько строк. А есть что-то любимое, что особенно вдохновляет выразить себя через поэзию?

Что касается «универсальности», то это представление обо мне ошибочно. Я не лирик, я, скорее всего, сатирик, поэтому легко описываю сюжеты, которые имеют «анекдотичный потенциал», когда последняя фраза или строчка могут перевернуть весь предыдущий сюжет и вызвать улыбку. Очень ценю рифмы, в которых есть смысл, как в басне. Поэтому мне близки такие авторы как Феликс Кривин и  популярный ныне Слава Сэ.

А как Вы выбираете главных героев своих стихотворений?

Скорее они выбирают меня: попадаются на глаза, проскальзывают в чьих-то фразах, застревают в мыслях после прочтения книг. А потом требуют права на жизнь.

Какие направления творчества Вам ещё интересны? Или плетение – это самое основное?

Конечно, в последнее время плетение – это основной вид творчества, хотя в запасах есть кое-что ещё. Непрофессионально, но я умею шить и немного вязать. Люблю вырезать из бумаги – спасибо «Картонкино»  и конкурсу, который однажды сподвиг научится необычному для меня виду творчества. А ещё я очень люблю мастерить что-нибудь из того, что под руками – то есть практически «из ничего».

Что Вас вдохновляет? Где находится тот волшебный источник, из которого Вы черпаете свои необычные идеи?

Трудно сказать – я никогда не отслеживала «анатомию» процесса. Обычно вдохновение – это начало, старт долгого пути, и не всегда упомнишь, что было «до того как».

intervyu-Natalya-Ilyina-11

Разделяют ли близкие люди Ваши увлечения, помогают или хотя бы не мешают творческому процессу? Есть ли от них поддержка?

Да, мои близкие – героические люди. Они меня терпят и, кажется, понимают. По крайней мере, ходу творческой мысли и процессу сбора материала они не препятствуют и даже технически помогают.

Глядя на Ваши корзиночки, вазочки, прямо так и чувствуется от них тепло, видно, что сделано искренне и от души, что, как правило, приносит свои плоды – и на духовном уровне, и на материальном. А что дало Вам увлечение плетением из сосны и др. природных материалов?

Плетение дало мне возможность понять, что  при наличии желания ничего невозможного нет, нет «не могу» — есть «не хочу». А ещё оно привлекло в мою жизнь новых интересных людей, занимающихся «экологическим» творчеством, за которым, я уверена – наше будущее.

Вы ведь продаёте свои плетёные изделия? Где можно их посмотреть и как заказать?

Увидеть  и заказать мои плетёные изделия можно

— в магазинчике на Ярмарке Мастеров,

— в моем блоге «Плюшкин дом»,

— в группе «Плюшкин дом» ВКонтакте

— или очно на ярмарках с участием мастеров Ремесленной Палаты Крыма.

Как ведут себя в эксплуатации эти вещи, насколько они практичны? Можно ли их мыть (если это вазочки, корзинки), не разлетаются ли они? 

intervyu-Natalya-Ilyina-12Если речь идет о талаше, то необходимость мыть такие изделия просто не возникает. Однако, если корзинка  покрыта лаком,  то, если не усердствовать с мочалкой, при желании можно и помыть. Если мы говорим о сосновой игле, то изделия из неё я всегда покрываю хотя бы одним слоем акрилового лака – он позволяет сохранить сосновый запах и препятствует дальнейшему усыханию иглы, это своеобразная страховка от ломкости и «рыхлости». Кончики иголочек на контактных местах я всегда убираю, а лаковое покрытие позволяет носить сосновые украшения как на любой одежде, так и на открытых участках тела. Единственное, что нежелательно для изделий из сосновой иглы – это близость нагревательных приборов (именно приборов, таких как: электронагреватели, включенный фен, батарея отопления) и длительное хранение под прямыми лучами солнца (при этом игла может побледнеть, изменив свой первоначальный цвет).

Понятно. Какие есть планы в этом направлении на ближайшее будущее? Нет ли в перспективе обучения (те же мастер-классы, например, онлайн или даже оффлайн)?

Время покажет, пока ничего подобного я не планирую.

Что бы Вы посоветовали всем нашим читателям, особенно тем, кому стало интересно освоить это ремесло? Традиционный совет мастера.

Творите, пробуйте, чаще делайте то, что, по общему мнению «не должно получиться». Интересуйтесь, проявляйте любопытство – наши глаза нас учат, собирая информацию по крупицам.  Посмотрите, как много придумано людьми и создано их руками – придумывайте и создавайте своё.

 Наталья, мы искренне благодарим Вас за эту интереснейшую беседу. На самом деле, глядя даже через экран монитора на Ваши изделия нет-нет, да и проскользнёт аромат хвои.  Наверное, это потому что они с душой, а это очень чувствуется. Желаем Вам успехов и счастья!


А вы, дорогие наши читатели, можете получить шанс непосредственно прикоснуться к магии сосновой иглы и получить шикарный подарок от Натальи Ильиной. Возможно, он позволит начать Новый год по-особенному. Все подробности здесь.

5 комментариев

  1. Тамара's Gravatar Тамара
    01.03.2015    

    Я впервые вижу эти шедевры. Вы волшебница!

    • Оьга's Gravatar Оьга
      12.04.2015    

      Наташа супер мастерица! Браво!

      • Наталья Ильина's Gravatar Наталья Ильина
        20.04.2015    

        Благодарю

    • Наталья Ильина's Gravatar Наталья Ильина
      20.04.2015    

      Спасибо

  2. Ольга's Gravatar Ольга
    17.10.2015    

    Великолепные, потрясающие изделия!!!!!! Я в неописуемом восторге и восхищении!! Браво, Наталья! Вы очень творческий и талантливый человек!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

8 выпусков в подарок!

Подписка

Какие мастер-классы вас интересуют?

View Results

Загрузка ... Загрузка ...