Мастер бисера Наталья Кузьма

Наталья КузьмаКогда видишь работы большого мастера, невольно возникает вопрос: «Как достичь таких вершин, и смогу ли я так же?» Однако в жизни, как известно, возможно всё. Главное — верить в себя и любить то, чем занимаешься. О том, что ещё необходимо для того, чтобы достичь успеха, как научиться создавать настоящие шедевры, вызывающие подлинное восхищение у окружающих, мы побеседовали с профессиональным мастером бисероплетения и очень позитивным человеком из города Кривой рог (Украина) Натальей Кузьмой.

Наталья, здравствуйте! Мы очень рады, что Вы нашли время побеседовать с нами. Ваши украшения из бисера – просто чудо! Давайте мы введём наших читателей в курс дела. Расскажите немного о себе и своём удивительном занятии. Почему Вы выбрали именно бисер? Как поняли, что это «Ваше»?

Здравствуйте! Хочу начать с того, что даже история моего рода (а я – щира українка) тому способствовала. Все женщины в моём роду – рукодельницы, начиная от моей прабабушки, которая была белошвейкой и обшивала семьи священослужителей. Она тогда жила в Кировограде, была очень востребована, вышивала только шёлком рясы, сорочки…

И я, сколько себя помню, всегда вышивала, вязала макраме – мне всё это было интересно. Почему бисер? Это чистая случайность. Лет 9 назад я увидела одну передачу, в которой девушка демонстрировала разные украшения из бисера. Я сама-то поначалу не видела — мама позвала: «Наташа, иди посмотри, какую красоту девочки делают из бисера!» Я подошла и говорю: «Какая прелесть! Я тоже так научусь.»

Комплект "Сирень"Тут как раз случай один подвернулся. Вы знаете, что я работаю заведующей детским садом, и меня как раз номинировали на очередную грамоту. Мне нужно было выйти в новом платье, а оно у меня под шею, такое закрытое. И я вспомнила про те самые украшения, нашла какую-то старую схемочку и сделала первую свою работу из бисера. Она называется «Сирень», я до сих пор её храню. Выполнена она из грубого китайского бисера, нитки обыкновенные, иглы тоже. Тогда не знала ещё никаких принципов, ничего, ничего, ничего…

Вот так с первого раза возникла любовь к этому делу. Потом был перерывчик небольшой, а дальше я уже стала подробно разбираться в техниках и так далее.

То есть Вы занимались самообразованием? Или у Вас были учителя, кто-то, на кого Вы равнялись?

Вы знаете, конкретного учителя у меня не было. Я многократно посещала какие-то мастер-классы, которые здесь у нас проводились. Но это было очень неудобно: 8 человек сидит, внимания никакого, я быстрее всё сделаю, кто-то медленнее… Мне бы ещё что-нибудь, а в ответ: «Нет, только вот это». Два часа прходит, 700 гривен вроде бы заплачено, вышла — вроде что-то помню, но пока дошла до дому – всё забыла.

Была очень хорошая литература, которая меня выручала. А также выручил интернет. Но это было позже. Я самообразованием занималась: шила-резала, шила-резала… До тех пор, пока не увидела то качество, которое меня устроило.

Получается, начинать заниматься бисером можно самостоятельно?

Ну, если бы у меня была возможность обучаться где-то, то я, конечно, намного быстрее всё это освоила и не так было бы трудно. Но в целом, это вполне возможно.

Что касается совета начинающим, то здесь важны желание и терпение, ведь бисероплетение – скрупулёзнейшая работа. Нужна усидчивость, характер нужен, настойчивость и, конечно, мотивация. Нужно действительно очень хотеть этим заниматься. Ну, а уже потом можно брать какие-то техники на вооружение, нарабатывать навыки, опыт — это процесс, на который требуется время просто-напросто.

По большому счёту, разницы между мной и начинающими никакой. Знаете почему? Потому что у меня было больше времени для занятий, а у них оно просто ещё не пришло.

Вот Вы упомянули китайский бисер, в чём его особенность? Работы, которые Вы делаете сейчас и на которых обучаете других, они не из китайского бисера?

Нет. Но я хочу сказать, что учиться техникам можно на любом бисере. Своим ученицам я всегда говорю: «Не тратьтесь на японский бисер, учитесь на китайском, учитесь на старых маминых бусах. То есть на том, на чём Вы могли бы освоить техники, не обращая внимание на качество изделия.» Потому что японский бисер — это всё-таки довольно дорого. Маленькая пачечка стоит от 20-25 гривен до 40-80 гривен за 5 граммов.

У меня есть серия изделий (фенечки, бусики) для детей «Малыши» из обычного простого восьминомерного китайского бисера. И улетает такой комплект на «ура». Детям очень нравится. А что касается взрослых, то для них должны быть солидные работы. В этом случае я так говорю своим ученицам: «Девочки, вы потратили время, силы, вы потратили свои эмоции, свою энергию, уж возьмите хороший качественный материал, раз вы решили этим заниматься. То есть на продажу делайте изделия только из качественного материала. Пусть они будут дороже, пусть даже пострадаю я, как мастер: купила дороже, а отдаю немного дешевле… Но если делаешь для людей, или речь идёт о каком-то проекте, всё должно быть тщательно подобрано и откалибровано.»

Вот, к примеру, я на свадьбу делала комплект, так выбирала бусины самой высшей пробы: бисер, кристаллы Сваровски, Риволи…

А какие специальные материалы и инструменты нужны для занятий бисероплетением?

Вообще, кроме двух рук, иглы и подложки на рабочем столе, практически больше ничего не нужно. Есть специальные щипчики и кусачки, но они редко используются в бисероплетении. В основном в работе нужны нити: мононити, лески тонкие и толстые, нитки шёлковые (они самые прочные). Также нужны иглы длинные и короткие.

Но всё зависит от того, что Вы будете делать. Если говорить об объёмных больших цветах или жгутах, то используют леску или мононить. Ну, а если это нежное изделие, которое ниспадает или свисает, то, конечно же, мягкие нити – шёлковые, атласные.

Если вообще серьёзно заниматься бисероплетением, то в ряде случаев может понадобиться станок.

Существуют специальные станки для бисероплетения?

Да. Хотя у меня есть мастер-класс о том, как изготовить такой станок из обычной конфетной коробки.

Станок для бисероплетения из конфетной коробки

То есть можно в принципе обойтись и своими силами, не обязательно покупать в магазине?

Естественно! Есть альтернативные варианты, которые гораздо проще и дешевле.

В целом, бисероплетение считается дорогим видом рукоделия?

Вы знаете, если говорить о профессиональном подходе, то конечно. Я заказываю через интернет-магазины практически все материалы. Они сейчас очень разнообразны: есть бисер и с двумя дырочками, и квадратной формы — какой хотите. Поэтому сначала я составляю план, что буду делать, какие материалы буду использовать. Смотрю, стоит экономить или не стоит.

Есть бисер, который продаётся в колбах, а есть бисер в пакетах, и его нужно пересыпать. У меня для этого есть специальные стаканчики с закручивающейся прозрачной крышечкой. Это всё нужно купить, чтобы ничего не валялась и не рассыпалось нигде.

Вот Вы видели мои работы на бюстах. Их тоже нужно купить, чтобы определить, каких размеров и объёма будет изделие, насколько оно будет удобно и т.д. Нужны подставки для серёжек, для браслетов.

Вы закупаетесь в зарубежных магазинах, или у Вас в Украине есть свои поставщики?

В основном работаю с прямыми поставщиками из Чехии — интернет-магазином BISER.RU. Это очень интересные люди, я познакомилась с ними много лет назад. Прямые поставки от производителя – это здорово! Есть у них менеджер, которому могу сказать, что мне нужно. И через некоторое время она предоставляет мне ссылки на товар, который мог бы мне понадобиться для работы. Ещё они делают комплекты к моим курсам, например, к «Мандарину», «Хризантеме». И даже предоставляют подарки для моих девчонок, которые курсы у меня заказывают. Я рассылаю им купоны на 10-процентную скидку в магазине.

Комплект "Кармен"

Да, это очень удобно. Давайте вернёмся к Вашим украшениям. Многие рукодельницы черпают идеи из интернета. Вдохновляются идеями мастеров, в том числе зарубежных, потом что-то своё добавляют… А где Вы черпаете вдохновение? Как создаёте свои изделия?

Ну, конечно, я стараюсь, и девочек своих этому учу, не копировать целиком и полностью то, что увидели. Хотя чего-то абсолютно нового сейчас ну очень мало. Техник в бисероплетении не так уж и много, но можно смешивать эти техники – вот это уже интересно!

Больше всего меня впечатляет природа. Я в Карпатах часто отдыхаю, езжу везде, во многих городах была и в своей стране, и за границей. И всегда ищу новые впечатления. Даже на архитектуру обращаю внимание. Конечно, шедеврами наших мастеров и мастеров американских тоже вдохновляюсь. Очень люблю работы Саши Громовой, Фалины из Питера (она просто волшебница). Люблю работы Гузели Бакеевой, они у нее немножко другие, но очень интересные, необычные. Гузель много кожи кладет, камней, кабашонов – изделия получаются в таком восточном стиле.

А так в основном сама смотрю, что больше вдохновит меня. Например, наступила золотая осень – и я под впечатлением от неё сделала осенний комплект.

Колье "Осеннее"

Как-то поехала на свадьбу к друзьям, смотрю, какие скромные бусинки у невесты. Думаю, ну нет! Сделаю-ка я ей что-то поэффектнее. Так появился комплект «Хризантема».

Иной раз увидишь какую-то работу, и хочется тоже такую сделать. Так что, где-то сама придумываю по ситуации, где-то что-то впечатлило, где-то что-то увидела. Однозначного ответа нет.

Я вот смотрела Ваше колье «Осеннее» и удивлялась, как тонко Вы смогли передать все краски осени. Это действительно надо уметь наблюдать за природой: передать цвет листа, травы… Наверное, для этого нужно иметь художественное образование?

Художественного образования у меня нет. Эту способность, видимо, бабушка передала мне по наследству. Сама я педагог, заведующая детским садом. Рукоделие меня спасает, потому что у меня 13 групп, почти 300 детей, у меня 80 дам, которыми я командую. Так что, моё увлечение – это какая-то отдушина, когда я могу побыть собой, успокоиться…

Есть среди Ваших изделий какое-то особенно любимое?

Знаете, я как-то с мамой сидела (мама тоже помогает мне в бисероплетении, хотя сейчас уже плохо видит), так она мне говорит: «Наташ, вот то, что сейчас делаешь, тебе не жалко отдавать?.. А сделаешь вот это колье, не жалко продавать?» Конечно, с одной стороны, жалко, ведь каждое изделие — для меня особенное, я имена им даю и названия. Одна из самых любимых работ – «Сирень», которая дала мне старт. Следующая – очень эффектная «Жозефина», она мне далась довольно интересно. Я не собиралась её делать, но увидела картинку, портрет жены Бонапарта, и подумала: «Как же такой воротник, как у неё, сделать? Может, я его просто расположу как-то так интересно?» Ещё мне очень нравятся «Орхидеи», «Мак», «Кармен»… В общем мне сложно выбрать.

Украшения из бисера прекрасно сочетаются и с повседневной одеждой, и с шикарными вечерними нарядами. А с ростом популярности изделий handmade они особенно актуальны. У Вас есть потрясающий бесплатный видеокурс по изготовлению свадебного комплекта «Хризантема». Расскажите, как возникла идея онлайн-обучения искусству бисероплетения?

У меня есть не только этот бесплатный курс, я начала с самого маленького — «Нефрит», потом появился «Мандарин». «Хризантема» — уже посложнее.

Почему я взялась за обучающие курсы? Потому что я по себе знаю, что не так просто освоить эти техники. И самый, на мой взгляд, эффективный метод обучения – это видео-уроки. До этого я проводила мастер-классы очно. У нас рядышком есть торговый центр, наверху — уютное кафе, и мы с ученицами там снимали столик. В течение четырёх часов я показывала, рассказывала, и видела, что не все всё понимают, не так всё получается…

Мастер-класс по бисероплетению

Вот я и подумала, что лучше было бы снять процесс на видео. Тогда, если захотела девочка где-нибудь остановиться, остановилась, вернулась, посмотрела ещё раз — и так маленькими кусочками, маленькими шагами… Знаете, как я говорю всегда: «Хочешь съесть слона, ешь по чайной ложке».

А когда делала «Хризантему» для своей знакомой на свадьбу, подумала, что если я всё подробно разжую и распишу, то даже самая начинающая мастерица сможет это освоить. Многие, увидев фотографию изделия на блоге, писали мне: «Ой-ой, нет, мы это не освоим…», «мы только начинаем…». Отвечала им: «Подождите, это бесплатно, это спокойно. Включили меня, и я спокойным голосом в миллионный раз буду повторять Вам, что за чем делать. У Вас получится!» Потом, когда увидела их работы, я была на седьмом небе от счастья, честно Вам скажу. Это было нечто! Самые эмоциональные мои переживания, связанные с этими курсами, – это работы девчонок.

Свадебный комплект "Хризантема"

То есть для Вас главное – результаты Вашего обучения?

Конечно! Я ведь нахожусь за кадром, рассказываю, рассказываю… Меня слушают 20, 80, 100 человек, а как потом, что получилось, я этого не вижу. Поэтому когда получаю фотографии работ учениц, предела моему восторгу нет!

А ученицы могут задавать Вам вопросы по курсам, если вдруг что-то непонятно?

Они постоянно мне пишут на все курсы. И на блоге, и по электронной почте, и на YouTube. Бывает, по телефону звонят те, кто живёт в моём городе. Чаще всего задают такие простые вопросы, как «где материал купить?» или технические вопросы: «а как туда нитку и куда иголку?» Мне нравится обратная связь, я всегда могу в скайпе поговорить, ответы на письма написать… Это очень хорошо.

Наталья, как увлечение бисером повлияло на Вашу жизнь? Что-то изменилось?

Да, конечно. Я же работаю, и поначалу увлеклась бисером только для того, чтобы делать украшения себе или своим друзьям в подарок. Сыновья сказали, что можно и по-другому. Вот они-то меня и завернули. Одна я такой проект в жизни не потянула бы. Зато с сыновьями, с командой единомышленников и с технической поддержкой, всё получается намного эффективнее. В техническом плане я не работаю, только в творческом. А мальчишки решают практические вопросы.

В общем, можно смело сказать, что у Вас большая творческая семья, все при деле, и все популяризируют творчество, хэндмейд?

Да! Меня ещё очень поддерживает муж, ведь домашние дела тоже надо кому-то делать. Он мне помогает, освобождая время для моего увлечения и занятий.

Какими качествами, по Вашему мнению, нужно обладать, чтобы достичь успеха в своём деле?

Скорее всего, это внутренние позиции. Если бы я не хотела заниматься бисероплетением, или не было бы в этом потребности, то и не взялась бы. Можно ещё сказать, что сыграла роль наследственная тяга. Ещё то, что я — активный человек, я – женщина-фонтан, мне надо всё и прямо сейчас. Я люблю увлекаться, мне нравится быть занятой. У меня и работа активная, связанная с людьми, детьми, творчеством.

Ещё важны целеустремленность и усидчивость. Несмотря на свою активность, могу часами шить, часами находиться в покое. Кроме того, сегодня у меня есть и ответственность, потому что работаю с моими ученицами. Мне как перфекционисту надо, чтобы всё было досконально, чётко и по-честному. Чтобы девочки могли получить максимум того, на что они рассчитывают.

master-bisera-7

Конечно, требуется трудолюбие колоссальное. И зрение нужно хорошее.

А есть какие-то профессиональные способы расслаблять глаза? 

Есть специальные капли. Использую их, потому что подолгу сижу за шитьём, работаю очень скрупулёзно. Периодически надо бы отвлекаться. Но, если честно, когда я увлекаюсь делом, меня надо за шиворот оттаскивать — сижу до поздней ночи.

Многих интересует, можно ли заработать на рукоделии, в частности, на изделиях из бисера? Это коммерчески привлекательно?

Тут вопрос неоднозначный. Если я опытный мастер и работаю со свадебным салоном, то я стараюсь идти в ногу и делать такие трендовые вещи, которые были бы интересны для наших невест. А также для выпускниц. К примеру, я делала украшение для выпускного, которое не на груди висит, а на спине. Или серьги: одна – очень большая и длинная, а другая – небольшая круглая. Делаю для волос обручи с цветами и свисающими подвесками. Но на месте это продать сложно. Эффективнее продавать в интернет-магазине. Если у Вас есть свой сайт или блог, и Вы — мастер, которому можно доверять, то клиенты могут заказывать Ваши работы через интернет. У меня именно так чаще и получается.

Также я часто участвую в тематических выставках-ярмарках, например, приуроченных к Новому году, к 8 Марта… Люди интересуются и покупают. Есть и свой маленький круг покупателей среди моих знакомых, подруг, коллег.

Хорошо идут продажи в курортных городах, куда можно выехать с выставкой-продажей. Там люди с деньгами, и они больше расположены к покупкам дорогих изделий, на память об отдыхе.

Иными словами, нужно использовать все возможные варианты продажи? 

Да.

И напоследок, какой ценный совет Вы могли бы дать читателям «Мастерклассницы», интересующимся бисероплетением?

Ну, во-первых, хотеть это делать. Во-вторых, понимать, ради кого и чего Вы это делаете. Важно очень любить это искусство. Хочется, чтобы при первой возможной неудаче Вы не разочаровывались и не спешили всё бросать. Потому что данный вид творчества — очень скурпулезен и требует времени, усидчивости и терпения. Если что-то не получилось, это не значит, что и в другой раз не получится. Если не делать, то, конечно, не получится. Поэтому я желаю всем быть настойчивыми, целеустремленными, воодушевленными, творческими, любить своё увлечение и дарить эмоции другим людям!

Спасибо большое, Наталья! Было очень приятно и интересно с Вами пообщаться. Желаю Вам дальнейших успехов в Вашем деле!

Друзья, если вы занимаетесь или только планируете заняться бисерным ткачеством, мы можем предложить вам ещё один вариант изготовления станка для бисероплетения своими руками — из фанеры. Такой станок не только не уступает по функциональности и надёжности серийным образцам, но даже превосходит их эстетически. Соответствующий мастер-класс опубликован во втором номере журнала «Мастерклассница» (стр. 33).

Архив номеров журнала

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *