Плюшевое царство Оленьки Деренчук

Оленька Деренчук

Ольга Деренчук
Инстаграм: @olenka_derenchuk
Группа ВКонтакте:
https://vk.com/my_love_of_plush

“Все медведи похожи. Поразительно то, что все они такие разные…”

Нет, это не цитата учителя по биологии и не умозаключение человека, изучающего повадки и виды косолапых. Это слова опытного реставратора, художника-теддиста и коллекционера Ольги Деренчук, творческий путь которой уходит своими корнями в беззаботное счастливое детство.

По образованию она юрист, экономист-менеджер. Но за свою жизнь успела побывать в самых разных должностях/назначениях, последние из которых — начальник отдела сбыта/снабжения и начальник отдела маркетинга. Творчеством увлеклась еще будучи семилетней девчонкой. С тех пор оно, кажется, ее не отпускает. Впрочем, пусть она сама об этом расскажет.

Я много вышивала крестиком в те времена. До сих пор очень люблю это занятие, но времени на него практически нет, к сожалению.

А как родилась эта Ваша фраза о том, что все медведи одинаковые и разные одновременно? Мне она кажется очень интересной.

Не помню уже (улыбается — прим. ред). Когда делали дизайн паспортов для моих работ тедди, то нужно было писать текст. Тогда и родилась эта фраза.

Еще одно любимое выражение всех СМИ: “Рисует моя душа, а руки только помогают творить.” Тоже моё (улыбается — прим. ред.).

Возвращаясь к вопросу о Вашем образовании, не могу не спросить: маркетинг связан непосредственно с рынком и предоставляемыми людям услугами, товарами. Помогают ли Вам сегодня приобретенные когда-то навыки и знания?

Они однозначно не являются лишними. Но помогают ли? Думаю, скорее — нет, чем да.

Интересно, почему? — подумала я. Может область рукоделия отличается от других отраслей, в которых Ольга трудилась прежде? А может отличается сам конечный потребитель? Все-таки и мастера-рукодельники, и люди, влюбленные в хэндмейд немного не такие, как другие… Более эмоциональные, менее собранные. Рассеянные даже подчас. Не только ведь я забываю сумочки на подоконниках, правда? Они больше подвержены каким-то спонтанным, импульсным приобретениям… Наверное…

Впрочем, я не стала тратить время на все эти размышления. Все это, конечно, тоже очень интересно и в некоторой степени полезно даже, но гораздо интереснее мне было узнать саму нашу героиню. Изнутри. Узнать самой и познакомить с нею вас. Тем более, что в коллекции Олиных историй есть прямо ну очень любопытные случаи. Об одном из них — прямо сейчас.

Мой ласковый и редкий зверь

В одном из интервью Вы упоминали совершенно очаровательную историю о том, как родители купили вам огромного плюшевого медведя. Расскажите, пожалуйста, об этом.

Это было в далекие советские времена. Мы с родителями зашли в игрушечный отдел магазина и там, на полке, я увидела большого ГДР-ого медведя. Мне тогда было всего полтора годика и этот медведь был, конечно же, намного больше меня. Он был просто огромным! Я стянула его с полки и сказала, что он теперь мой.

Это очень трогательно! И как отреагировали родители? Что сказала мама?

Мама осталась стоять у кассы, а папа отправился домой за деньгами. В то время игрушки производства ГДР были очень редкими и дорогими.

Ваши родители Вас очень любят. У вас до сих пор такие теплые отношения?

У нас потрясающие отношения! Добрые, дружеские и доверительные. Я очень счастлива и благодарна Богу за таких родителей!

Но почему же все-таки медведи?

Не знаю… Думаю, это знак свыше. Я люблю разные игрушки, но медведи всегда были в приоритете!

На сегодняшний день Ваша коллекция игрушечных экспонатов уже неимоверно велика. Сколько в общей сложности игрушек у вас хранится?

Сейчас у меня более 1500 тысяч медведей и более 250 кукол.

Даже не верится, что бывают такие цифры… Это действительно очень много! Неужели все они хранятся у Вас дома?

Нет, конечно. Помимо того, что я перечислила у меня есть еще множество других игрушек. Мебель, коляски, кукольный дом. Очень много открыток и книг с изображением медведей…В одном месте хранить все это нет возможности, поэтому самые дорогие сердцу экземпляры — дома, а остальные в коробках вне дома, к сожалению.

Но все это только Ваше или же какая-то часть игрушек постепенно находит себе новое место жительства? Эти игрушки планируется продавать?

Нет. Это только моя коллекция и она не продается! Но поскольку я являюсь действующим художником теддистом, то, помимо коллекции, есть и другие мои авторские работы. Вот их как раз можно приобрести.

Понятно. Ну а самим мишкам, тем что живут в Вашем доме, им разрешено, к примеру, играть с Вашим сыном? Как он вообще воспринял тот факт, что у мамы так много игрушек?

С самых малых лет у него был доступ абсолютно ко всем игрушкам, кроме “опасных” — мелких или бьющихся. Насчет большого их количества — для него это норма. Он с рождения растет в этой среде, поэтому не задумывается, что бывает как-то по-другому, и каково это.

Наверное, сын очень гордится такой мамой? Ведь Вы сами умеете создавать то, что другие обычно покупают. Вы делаете игрушки!

Думаю, да. Гордится (улыбается — прим. ред.). Это я стала замечать недавно. Бывает слышу как он кому-то рассказывает обо мне, показывает мои работы. Когда приходит на мои выставки, то у него берут интервью и тоже спрашивают о маме. А он отвечает (улыбается — прим. ред.).

Какой молодец! Как мама, могу представить насколько Вам приятно в такие моменты. А другие родственники как относятся к Вашему занятию? Поддерживают?

Поначалу они как-то не обращали внимание на все это. Потом начался период возмущения. Ну а теперь все сами покупают и привозят мне отовсюду подарки и сувениры в виде мишек. Говорят, что не могут пройти мимо медведей, не вспомнив при этом обо мне.
Родители очень помогают и поддерживают! Я уже говорила и повторю снова — они у меня потрясающие! Ну а сын — самый первый ценитель моих трудов!

Чувствуется, что и сама Оля, и ее мишки окружены теплотой и вниманием со стороны родных и знакомых. Но, как уже было упомянуто выше, все эти теплота и понимание пришли не сразу. Были и вопросы, и несогласие, и даже возмущение.
Наверное, сложно бывает решиться оставить привычную работу, привычный тебе и твоим близким ритм жизни и полностью изменить свою деятельность. По сути это риск, а рисковать склонны далеко не многие из нас. Однако, у Оли все было немного иначе.

Вот — новый поворот

Как же произошло так, что вы решились на этот шаг — оставили привычную, любимую, наверняка, но все же обычную работу на творческую деятельность? Сколько вам было лет на тот момент? Чувствовали ли вы волнение, страх перед грядущими переменами?

До 30 лет я построила серьезную карьеру. Руководила отделами на больших предприятиях. Потом ушла в декрет.
Но творчеством ведь я увлечена еще с детских лет, поэтому какого-то резкого скачка не было. Просто в декрете появилось больше времени. К тому же на тот момент я уже была коллекционером и реставрировала медведей, а значит какой-то опыт у меня уже был. И вот, уйдя в декрет, я попробовала самостоятельно сшить первого медведя. После этого остановится я уже не смогла.

Так совпало, что когда я увлеклась игрушками в стиле «тедди», мое здоровье дало серьезный сбой. Я уже 5 лет борюсь за здоровье, какое-то время я даже не могла сидеть, ходить… Тяжелый период… Но несмотря на все это я много шила и творила.

Вопреки всем сложностям, я все равно старалась находить в себе силы, изыскивать возможности для того, чтобы максимум своего времени посвящать моему любимому уже виду творчеству, и я очень горда собой!

Очень много достойных работ родилось в это время, многие из которых нашли свои семьи и дома!

Последний год я в поисках постоянной работы. Учитывая здоровье, найти ее довольно сложно… Поэтому я продолжаю творить, участвовать в выставках, в том числе в международных (нечасто, так как это достаточно дорогое удовольствие).

На сегодняшний день я уже открыла три персональные выставки в Беларуси, две из них совместно с частью моей личной коллекции.

Не знаю, как вас, а меня лично всегда поражает то, насколько сильным может оказаться человек в непростых жизненных ситуациях. И то, как увлеченно он может заниматься чем-то, несмотря на сложности со здоровьем, нехватку времени, сил и другие ограничения. Возможно, благодаря в том числе такой увлеченности, эти люди и остаются сильными. Им некогда жаловаться на судьбу, на себя, на окружающих…

Таким, как Оля, некогда опускать руки, ведь они у них постоянно чем-то заняты (© почти Коко Шанель).

Но вернемся к нашим медведям.

Производство мишек затратно? О международных выставках мы уже немного упомянули, а вот сам процесс создания — дорого ли обходится Вам Ваше хобби?

Затратное творчество! Если шить достойные работы, нужно использовать только качественные и профессиональные материалы, а они дорогие. Также я часто использую винтажные и антикварные материалы и декор. Это тоже очень затратно.

А где находите такие антикварные штуки?

В основном это блошиные рынки Европы или сайты типа «секонд».

Хм, а я даже и не думала, что на таких сайтах можно найти что-то такое интересное и старинное. А ведь и правда! Нужно будет обязательно поизучать их более детально.

Оля, я хочу спросить Вас о самых первых Ваших стежках и строчках. Помните ли Вы ту самую первую игрушку, которую сшили, находясь в декрете? Поделитесь воспоминаниями о ней, о том как она создавалась. Возможно, была какая-то запоминающаяся история, связанная с этим моментом.

Конечно помню. Это мишка Моцарт и сшит он был по выкройке А.Н. Изергиной 30-х годов из флиса, на ниточном креплении.

Где сейчас эта игрушка? Она сохранилась?

Моцарт живет у меня в коллекции. Сидит на почетном месте, как это и подобает первенцу, служа напоминанием о том самом первом моем шаге к игрушкам в стиле «тедди»!

По всему видно, что он очень дорог вам! А как вы сами оцениваете эту свою первую работу уже сегодня, опираясь на свой опыт, знания, навыки? Вы ведь значительно выросли в техническом плане с тех пор…

Если оценивать эмоционально, то мой Моцарт смешной и добрый. А что касается качества исполнения, то конечно это примитив. Я ведь шила из того, что было под рукой.

Много времени уходит обычно на то, чтобы создать нового медвежонка?

Немало. От выкройки до образа – все авторская эксклюзивная работа. Я все шью принципиально только вручную, независимо от размера игрушки. С каждым шовчиком руками я дарю им тепло своей души.
Я всегда говорю, что рисует моя душа, а руки только помогают сотворить. Конечно же время еще сильно зависит от размера игрушки, ее декора и т.п. Обычно у меня уходит примерно от 2 дней до недели на одну работу. Это учитывая, что работать приходится 6-8 часов в день как минимум!

Достаточно трудоемко! Всегда ли все идет гладко?

Бывает по-разному. Иногда все идет, как «по маслу» — быстро и легко. А иногда приходится исправлять, менять, переделывать и даже откладывать работу…

Очень Вас понимаю! У меня тоже были случаи, когда изделие никак не удавалось довести до того состояния, которое мне было необходимо. Тогда я упаковывала его в пакет и закидывала на недельку-другую в самый дальний угол.
Потом, остыв, я конечно же возвращалась к нему. Но шить из ткани — не все равно что шить из меха! Как вы оберегаете ваши пальцы? Вы работаете в перчатках или используете наперстки?

Я работаю голыми руками (улыбается — прим. ред). Но вы не совсем правильно представляете из чего шьют игрушки тедди. Это не просто мех для игрушек: грубый и, как по мне, «неправильный». Я шью только из специализированных тканей: вискоза, мохер, альпака, плюш немецкий, плюш времен СССР и ГДР.

Вот как. Понятно. Большую часть из того, что Вы перечислили, я не то, что в руках не держала, но даже и в глаза не видела :)) Эти материалы сложно достать?

Я использую только качественные и профессиональные материалы, чаще всего немецкого производства. Закупать стараюсь большими партиями на выставках в Германии. Если что-то неожиданно заканчивается и очень надо, то докупаю в Москве.

А есть что-то из того, что Вы создаете сами? Что-то из расходных материалов. Может носики или глазки…

Декор для игрушек — его я делаю сама. Украшения, например. Еще шью или вяжу им одежду. Творю друзей. Учусь делать обувь. Это добавляет индивидуальности моим работам!


И индивидуальности, и эмоциональности, я думаю. Ведь благодаря таким оформляющим образ штрихам можно создать для покупателя или зрителя целую историю. А вдруг она получится яркой и запоминающейся настолько, что человек, взявший в руки Вашего мишку, тут же захочет его приобрести?!

Оля, а в какие моменты вы сами испытываете или испытывали сильные эмоции, связанные с тедди-творчеством? Наверняка у Вас были какие-то яркие, запоминающиеся или просто очень значимые моменты. Расскажите о них, пожалуйста.

Пожалуй, одни из самых сильных положительных эмоций я испытала, когда неожиданно выиграла участие в 20-й юбилейной выставке в Германии! Эта поездка была для меня подарком свыше, так как в день юбилейной выставки, 20-й по счету, я праздновала и свой 35-летний юбилей.

Какая же атмосфера там царила! Просто потрясающая! Культ мишкомании просто на высшем уровне. Я была в восторге!!!

Попасть в такую среду было для меня абсолютно ново: украшения, наряды, сумки, рюкзаки и, конечно же, сами медведи были повсюду. Не столько дети, сколько большие взрослые люди, пожилые, не стесняясь своей любви к мишкам, выражали ее разными способами — кто на что горазд.

Для меня это был рай, ведь в первую очередь я арктофил, коллекционер медведей, а потом уже начинающий мастер-теддист.

Все было просто замечательно: забота организаторов, просторный выставочный зал международного формата, отсутствие стен (например, как на Московских выставках), потрясающие талантливые мастера со всего мира, их работы, улыбающиеся посетители, не скрывающие своих эмоций и преданные своим мастерам, а также известным фирмам-производителям плюшевых игрушек, материалы и их выбор… Для нас, участников, последнее было особенно важно.

Ну, и, конечно же, выставка-продажа винтажных и антикварных игрушек. В этих магазинчиках я проводила все свободно выпавшие минутки.

Одно могу сказать с уверенностью: даже если вы не являетесь ни коллекционером, ни мастером и вроде бы равнодушны к плюшевым и авторским игрушкам, то посетив эту выставку, вы получите массу положительных эмоций, окунетесь в воспоминания о детстве, родном доме, родителях и будете счастливы, а это дорогого стоит!

Это выставка стала для меня одновременно и большим потрясением, и самым важным толчком в продолжении начатого!

Ух, сколько эмоций! А как давно состоялась эта замечательная выставка?

В 2014 году.

Три года прошло, а как свежи воспоминания 🙂 Представляю, насколько все это было грандиозно, масштабно и феерично!
Оля, вопрос технического плана. Расскажите для наших читателей о диапазоне роста Ваших подопечных. Или может Вы предпочитаете шить примерно одинаковые игрушки?

Все мои малыши разные! Самый маленький из моих авторских был всего 2 см. А самый большой — 55 см. Очень мечтаю сшить 100-сантиметрового медведя!

Значит нужно обязательно сшить! А вот этот двухсантиметровый кроха — неужели он тоже подвижный?

Подвижный. Он выполнен с помощью ниточного крепления. А из тех, что на шплинтах, самый маленький — 5 см.

Наверное непросто шить таких крох! Я знаю, что Вы не работаете на заказ. Можете ли Вы сейчас вспомнить и назвать самого далекого и самого близкого из покупателей (территориально).

Из самых близких это, конечно, Минск. А вообще мне очень приятно , что мои работы живут в самых разных странах и на разных континентах. Все они любимы и украшают лучшие дома и интерьеры Польши, Германии, Дании, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Голландии, Великобритании, США, Молдовы, Казахстана, Украины, России, Беларусии и др.

Среди Ваших покупателей есть постоянные? Или может даже те, с кем вы подружились?

Да. Я очень горда родителями моих мишек и их друзей! Мне всегда везет на них! Со многими мы продолжаем общение, с некоторыми у меня действительно дружеские отношения. Есть и те, которые стали очень родными и близкими мне людьми!

Я так счастлива, что мое увлечение дарит мне такие встречи! Например в Минске живет чудесная семья, которая является самым крупным коллекционером моих игрушек. Все они — мама, папа и четверо деток — являются поклонниками моего творчества. Причем не только в технике тедди. Еще есть бабушка, у которой тоже немало моих работ.

Слушаю и улыбаюсь 🙂 Так приятно, когда творчество находит живой отклик в сердцах совершенно незнакомых когда-то тебе людей! И еще приятнее, когда благодаря такому отклику появляется возможность приобрести новых друзей и знакомых.

Это действительно здорово и можно только порадоваться за Ольгу, что, несмотря на мелкие неприятности, все в ее жизни складывается так замечательно, красиво и на первый взгляд совершенно легко. Любящая семья, теплые отношения с родителями, сын, который так гордится своей мамой, преданные друзья и поклонники творчества… О чем еще можно мечтать? Но как оказалось у нашей гостьи есть совершенно конкретная и очень красивая мечта.

Я мечтаю о домике у моря (улыбается — прим. ред). А еще — открыть небольшой уютный «плюшевый» музей для детворы и не только, где поселилась бы вся моя многочисленная плюшевая семья, где авторы игрушек смогли бы выставлять свои работы, где я могла бы давать уроки по творчеству для детей и взрослых, где мы могли бы устраивать посиделки за чаем, читать истории (о мишках, конечно же) и устраивать праздники. Такое доброе сказочное плюшевое царство!

Какая заманчивая мечта! А музей будет располагаться прямо в Вашем “домике у моря”?

Это уж как получится (улыбается — прим. ред.).


Приглашаем Вас подробнее ознакомиться с творчеством Ольги Деренчук в:

— Инстаграм: @olenka_derenchuk

— группе ВКонтакте: https://vk.com/my_love_of_plush

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *