Шутки в сторону: недетские настройки фотоаппарата для хороших фото рукодельных работ

Здравствуйте, дорогие наши читатели и подписчики журнала «Мастерклассница»! Сегодняшняя статья будет полезна всем, кто хочет покорить свой фотоаппарат и научиться настраивать его для получения качественных фотографий своих рукодельных работ (да что там, давайте на чистоту – шедевров!).  Вы всё ещё в раздумьях, фотографировать ли свои работы? Тогда прочитайте вот эту статью.

Ручные настройки для фото рукодельных работ

Так уж устроены люди: большинство просто не любят читать инструкции, в том числе и к фототехнике, и снимают в автоматическом режиме со вспышкой, кривой цветопередачей. Что в итоге? А в итоге привкус разочарования и убеждение себя в том, что фотография – явно не их призвание.  Не расстраивайтесь, если Вы  узнали себя в этом описании. Автоматика – это определённый алгоритм, который не умеет чувствовать настроение Вашей работы. Что делать?

Правильно! Взять процесс фотографирования в свои руки и подружиться с ручными настройками.

Для этого на фотоаппарате нужно установить режим съёмки, помеченный буквой М. А дальше…. Дальше просто учимся настраивать камеру. Из этой статьи вы узнаете:

  • как настроить баланс белого и как добиться правильной цветопередачи;
  • что такое диафрагма, выдержка времени, ISO;
  • принцип создания экспопары.

Баланс белого: что это и как настроить

Очень часто к нам в редакцию попадают фото с оттенками: жёлтым, голубым, лиловым. Всё это сразу сигнализирует о неправильном балансе белого.  Что же это такое?

Баланс белого цвета (баланс белого) — параметр, определяющий соответствие цветовой гаммы изображения объекта цветовой гамме объекта съёмки.

Википедия

В домашних условиях почти всегда приходится использовать дополнительное освещение. Источники бывают разные: лампы накаливания, люминесцентные, галогенные, экономки, которые имеют разную цветовую температуру и, следовательно, оттенок при освещении. Человеческий глаз (который, кстати, очень легко обмануть) белый всегда видит именно как белый, потому что довольно быстро адаптируется к существующим условиям и производит при помощи мозга нужную цветокоррекцию.

Фотоаппарат же изначально видит то, что есть на самом деле: то есть если светодиодная подсветка для освещения объекта имеет холодный голубой оттенок (как на фото ниже), то и белый будет уже вовсе не белым, а голубым. Однако техника тоже может произвести нужную коррекцию и передать естественные цвета объекта. Это и называется настройкой баланса белого.

Большинство людей снимают с автоматической коррекцией баланса белого (ББ), даже  не подозревая о существовании  дополнительных настроек и их необходимости. А ведь настройки ББ есть на многих камерах, в том числе и на простеньких мыльницах (и даже мобильных телефонах). При съёмке на автомате без вспышки получается вот что:

nastrojka-balansa-belogo-1

Видите? Автоматика далеко не всегда справляется с задачей. Существуют полуавтоматические режимы ББ (они, как правило, обозначены картинками «Облачно», «Дневной свет», «Лампы накаливания» и т.д.). Но, честно говоря, результат с ними зачастую совсем далёк от идеала.

Поэтому выход: учимся выставлять этот параметр вручную. Не будем сейчас описывать, в каком месте находится заветная кнопочка для настройки ББ  у Вашего фотоаппарата (они все разные), наверняка у Вас есть инструкция, где этот момент описан. Уделим внимание методике настройки.

Для этого нам понадобится белый лист. Положите его в то место, где будете фотографировать своё изделие. Найдите у себя на фотоаппарате ручную настройку ББ. Затем выберите что-то вроде «Измерить». После этого нужно перезаписать настройки для имеющегося освещения (возможно, надо будет подтвердить фотоаппарату ещё раз своё намерение)))). Поместите этот лист в объектив так, чтобы он занимал всё пространство в кадре. Нажимаем кнопку «Спуск». Теперь настройки перезаписаны. На дисплее об этом появляется надпись (может, только не у всех камер).

Всё! Баланс белого настроен! Теперь смело устанавливайте в этом месте Вашу рукодельную работу и фотографируйте.  Посмотрите, как изменились цвета на фото.

nastrojka-balansa-belogo-r2

Ещё один важный момент. Когда создаёте дополнительное освещение, старайтесь, чтобы источники были одинаковой цветовой температуры (попросту, с одинаковыми лампами). Убрав один ненужный оттенок, случайно может проявиться другой, как на фото выше. Здесь была использована светодиодная подсветка + основное освещение экономками со слегка жёлтым оттенком.

А вот фото только со светодиодной подсветкой (здесь была выставлена меньшая выдержка времени, т.к. снималось с рук, поэтому фото вышло чуть темнее и потребовалась дополнительная коррекция в фотошопе):

Настройка баланса белого для фото рукодельных работ

Ну что, баланс белого для фотографии установили?  Тогда переходим к следующей части настроек.

ISO – светочувствительность матрицы

Прежде чем переходить к настройке диафрагмы, выдержки, остановимся на ISO.

Если объяснить по простому, ISO показывает способность сенсора воспринимать свет. Меняя параметр ISO, мы регулируем чувствительность нашей матрицы к свету. Чем выше этот параметр, тем сильнее воспринимается каждым пикселом световой поток. То есть требуется меньше времени на то, чтобы получить изображение нужной яркости.

Если провести аналогию с цветочным горшком: когда земля рыхлая (чувствительность ISO больше) – вода (свет) в неё проникает быстрее, если же на поверхности будет корка, а сам грунт плотный (низкие значения ISO), то вода будет впитываться очень медленно.

По идее для четкого и яркого снимка нам необходимо, чтобы свет улавливался быстрее, особенно если освещения в помещении недостаточно. И было бы логично поднять значение светочувствительности. Однако электроника пока ещё несовершенна. Увеличивая ISO и усиливая тем самым сигналы (в данном случае от пикселей), усиливаются и шумы – посторонние помехи, которые на фото проявляются в виде мелких цветных зёрен, точек разного оттенка. Зачастую они только портят фото рукодельных работ, а устранение их в фотошопе часто приводит к потере текстуры объекта – важной составляющей рукодельной работы.

Перед Вами 3 фото, сделанных в одинаковых условиях: фокусное расстояние 105 мм, диафрагма f/5,6. Но с разными настройками ISO и соответственно с разной выдержкой времени (о ней чуть ниже). Для наглядности приведён увеличенный фрагмент каждого кадра

настраиваем параметр ISO для предметной съёмки

Как видите, разница в качестве существенная. Поэтому если с освещением у Вас полный порядок, то параметр ISO лучше выставить на минимум, то есть обычно на 100.

Как мы уже говорили в предыдущей статье, в зависимости от камеры порог появления шумов может варьироваться. Но особенно сильно «шумят» простые фотоаппараты с маленькой матрицей, например мыльницы. Учтите это и по возможности старайтесь выставлять минимальные значения светочувствительности (мыльницы – 100-200, зеркалки до 400-640), а дальше нужно играться с настройками диафрагмы и выдержки времени.

Диафрагма+выдержка=идеальная экспопара

Устройство фотоаппарата чем-то очень напоминает  человеческий глаз, только вместо сетчатки – светочувствительная матрица, а вместо зрачка – диафрагма.

Диафрагма  — непрозрачная преграда, регулирующая и ограничивающая поток света, попадающего на матрицу. Чтобы понять принцип настройки величины отверстия диафрагмы вернёмся к зрачку: в солнечную погоду зрачок автоматически сужается, уменьшая отверстие для прохождения света. Однако стоит войти в тёмное помещение, как зрачок автоматически расширится, ведь для того, чтобы Вы смогли хоть что-то увидеть в темноте, необходимо чтобы на сетчатку попало большее количество света.

Отсюда мы можем сразу выделить ещё один важный параметр настройки – выдержку времени.

Выдержка времени – это время, когда открыт затвор и происходит засветка матрицы. Для хорошей фотографии матрица должна получить определённое количество света. При помощи этих двух параметров – выдержки и диафрагмы – мы можем  регулировать световой поток. Нужно лишь понять, как это сделать.

Как настроить выдержку времени и диафрагму

Часто для понимания приводят наглядный пример: ведро, которое нужно наполнить из шланга до определённой отметки. В данном примере:

  • диаметр шланга — величина отверстия диафрагмы;
  • время, в течении которого наполнится ведро до нужной отметки – выдержка времени фотоаппарата;
  • вода – поток света, попадаемого на матрицу;
  • а отметка в ведре – то количество света, которое нам необходимо для получения фото без пересветов и недодержек (то есть не слишком яркое и не слишком тёмное)

Если мы возьмём шланг большого диаметра, то для наполнения ведра до нужной отметки нам потребуется меньше времени, поскольку поток, проходимый через сечение шланга будет также большим. А вот используя шланг меньшего диаметра время наполнения увеличится.

Точно также с фотоаппаратом:

чем больше открыта диафрагма, тем больше света попадает на матрицу в единицу времени, и тем меньше можно установить выдержку времени.

— чем больше выдержка времени, тем дольше открыт затвор и на матрицу попадает больше света.

На камере величина диафрагмы обозначается как f/n (например, f/3.5; f/4 … f/22, где f/3.5 – максимальное). Выдержка времени в секундах (значок “) либо доли секунд дробью  (1/10, 1/125)

Стоит учесть очень важный момент: чем больше открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости на фото, то есть фокусировка будет на небольшом участке кадра, а всё остальное пространство плавно размоется. Очень часто именно маленькая глубина резкости придаёт фотографиям рукодельных работ свой неповторимый шарм и загадочность, фокусируя внимание на определённой части изделия или на изделии в целом, размывая при этом задний план и фон.

glubina-rezkosti-foto

На глубину резкости также влияют фокусное расстояние и расстояние до объекта.

Как показывает практика, чаще всего для съёмки рукодельных работ в домашних условиях требуется максимально открывать диафрагму, фокусируясь при этом на главном объекте и размывая всё, что несущественно. А далее необходимо настраивать выдержку времени, ориентируясь на освещенность.

Чем в помещении ярче, тем меньше нужна выдержка. Если она будет слишком большой, то фото пересветится. Если недостаточной, то мы получим тёмный снимок. Вспомним ведро: если передержать шланг, вода может перелиться, а недодержав, мы не заполним его до нужной отметки.

Выдержка времени фото рукодельных работ

Где искать настройки диафрагмы и выдержки времени, думаем, подскажет инструкция к Вашему фотоаппарату. Ну а какие значения выставлять, покажет только практика, ведь каждая фотосессия неповторима.

Итак, подытожим. Для получения хорошей фотографии нам нужно сделать следующие действия:

  • настроить баланс белого;
  • выставить ISO сначала на 100;
  • открыть диафрагму на максимум;
  • сделать пробное фото;
  • если фото слишком светлое – уменьшить выдержку времени; если слишком тёмное – увеличить выдержку времени.
  • бывает так, что выдержка времени требуется очень большая. Если у Вас есть штатив, Вы можете себе позволить снимать на такой выдержке. Используйте обязательно при этом функцию автоспуска на камере, иначе Ваше изображение смажется.
  • Если штатива нет, то, как один из вариантов – увеличить значение ISO до 200 (либо соорудить штатив из подручных материалов).

Для того, чтобы ещё лучше понять принцип создания экспопары Выдержка времени + Диафрагма, существуют специальные онлайн-тренажёры для начинающих фотографов. Можете для начала испробовать их.

Но лучший способ понять принцип настройки параметров съёмки для создания качественного фото своих работ — это собственный опыт. Экспериментируйте, изучайте, творите!

А мы постараемся помочь Вам, если что-то осталось непонятным. Задавайте свои вопросы в комментариях к этой статье. Удачи Вам!

С любовью и уважением, редакция журнала «Мастерклассница»

9 комментариев

  1. Лариса's Gravatar Лариса
    27.10.2014    

    Ухх, Лена разошлась! А я зачем-то на фотокурсы ходила (и то там не рассказывали про шланг с ведром ))) ). Лучше буду здесь тогда изучать фоторемесло 🙂

    • Елена Голоштенко's Gravatar Елена Голоштенко
      27.10.2014    

      Давай-давай ))))) Главное, практиковаться побольше, без этого не получится теорию усвоить. 🙂

      • Лариса's Gravatar Лариса
        28.10.2014    

        Это да… Но меня в общем пока режим iq устраивает в большинстве случаев.

  2. Марина's Gravatar Марина
    27.10.2014    

    Большое спасибо за информацию!

    • Елена Голоштенко's Gravatar Елена Голоштенко
      27.10.2014    

      Пожалуйста, Марина! Надеюсь, пригодится 😉

  3. Антонина's Gravatar Антонина
    27.10.2014    

    Здравствуйте! Спасибо большое за статью! Уже свою мыльницу сегодня просто изучила практически от и до. Хотела вот уточнить, а корректировать баланс белого нужно на той поверхности, если она белого цвета, на которой собираешься фотографировать или только на белом листе, а потом его убирать?

    • Мастерклассница's Gravatar Мастерклассница
      28.10.2014    

      Здравствуйте, Антонина! Баланс белого можно настраивать и по гладкой белой поверхности, присутствующей в кадре. Просто это не всегда удобно. Поэтому для простоты используется белый лист.

  4. Вера's Gravatar Вера
    28.10.2014    

    Благодарю за полезную статью!Наконец-то все понятно и доступно,буду изучать.Успехов Вам,и с нетерпением буду ждать новою информацию!

  5. Елена's Gravatar Елена
    07.11.2014    

    Спасибо за такую понятно-разжёванную статью!Сбылась моя мечта,купила Nikon D5100.Пыталась заняться самообучением на курсах в инете,только больше запуталась,там какие то заумные статьи,для таких «чайников»как я не подходят…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *