Устройство автотрансформатора
Чаще всего стандартный автотрансформатор представляет собой тороидальный магнитопровод – сердечник, сделанный из электротехнической стали в виде кольца, на который намотана медная проволока – называемая обмоткой.
Кроме того, чтобы эта конструкция служила именно автотрансформатором, у неё есть дополнительная «отпайка» — отвод от этой обмотки, всего контактов получается, как минимум три.
Устройство автотрансформатора достаточно наглядно показано на изображении ниже:
В данном примере, вы можете видеть автотрансформатор, к крайним контактам которого подключается источник напряжения переменного тока, к A – фаза, к X – ноль. Все витки проволоки между этими точками считаются первичной обмоткой.
Нагрузка, какой-нибудь электроприбор, которому для работы требуется меньшее напряжение, чем поступает из сети, подключается к выводам a2 и X – витки между этими контактами – это уже вторичная обмотка.
Как видите, у автотрансформатора есть всего одна обмотка, но при этом напряжение, если замерять в различных точках подключения, будет разным, почему оно меняется и как определить насколько (коэффициент трансформации) мы рассмотрим ниже.
Применение
ЛАТРы применяют в исследовательских центрах, лабораториях для проведения тестирования оборудования переменного тока. Иногда подобные приборы необходимы для стабилизации сетевого напряжения. Например, в момент недостаточного его уровня в сети в данный момент.
Однако сфера его применения ограничена. Если в сети наблюдаются постоянные перепады, скачки, применение автотрансформатора будет бессмысленным. В этом случае потребуется установить стабилизатор. Главным предназначением ЛАТРа является точная настройка напряжения для выполнения различных исследовательских задач, тестов.
Подобное оборудование может потребоваться в процессе наладки приборов промышленного назначения, высокочувствительной аппаратуры, радиоэлектроники. Они обеспечивают правильное питание техники, работающей на низком напряжении. Также их применяют при выполнении зарядки аккумуляторов.
Рассмотрев основные особенности лабораторных автотрансформаторов, можно правильно применять агрегат в различных целях, повышая эффективность и удобство настройки различного оборудования.
Схема электронного прибора
Купить надежный ЛАТР при имеющемся ассортименте — задача не из легких. Слишком много низкокачественных изделий представлено на рынке. Как вариант, можно приобрести промышленный образец, но цены на него довольно высокие, да и габариты немаленькие. В этом случае более приемлемым вариантом будет создать автотрансформатор своими руками.
Необходимые для сборки материалы
Материалы, которые обязательно понадобятся для сборки самодельного электронного ЛАТРа на полевом транзисторе, следующие:
- медная проволока (обмотка);
- лак, обладающий термоустойчивостью;
- тряпичная изолента;
- магнитопровод (подойдет как стержневой, так и тороидальный тип);
- корпус с закрепленными разъемами, к которому будет подключаться питание и нагрузка.
Расчёт обмотки ЛАТРа
Следом добавьте к автотрансформатору корпус, и сделайте крепление для ручки регулятора. K ручке прикрепите ползунок c угольной щёткой. Нужно сделать так, чтобы щётка плотно касалась верхней части обмотки. Ту область, по которой щётка будет передвигаться, необходимо пометить, и в месте пометки удалить изоляцию. Так, щётка будет иметь прямой электрический контакт со вторичной обмоткой. Клеммы вторичных напряжений, кроме общей, затенить одной, соединённой c угольной щёткой. При подсоединении вольтметр закрепляется.
Теперь необходимо убедиться в том, что автотрансформатор работает так, как ему положено. Чтобы проверить качество работы устройства, выполняются следующие пункты:
Автотрансформатор
Автотрансформаторы — один из видов трансформаторов напряжения, отличительная конструктивная особенность которых состоит в том, что они имеют всего одну обмотку.
Минимальное количество выводов автотрансформаторов — три, при большем их количестве возможно получение на выходе разных значений напряжений.
Из приведенных схем видно, что обмотки электрически связаны: обмотка низшего напряжения представляет собой часть обмотки высшего.
Принцип работы автотрансформатора
. При прохождении напряжения от источника переменного тока, подключенного к обмотке с полным количество витковW1 возникает ЭДС, индуктируемая магнитным потоком. Ее величина в прямой пропорции зависит от количества задействованных витков W2 обмотки, к которым подключена нагрузкаR (см. схему 1).
Обозначив условно индуктируемую в обмотке с количеством витков W1
величину ЭДСE1 , а в обмотке сW2 — E2 , математически можно выразить коэффициент трансформацииk следующим соотношением:E1/E2=W1/W2 .
Ввиду незначительности падения напряжения в обмотке из-за относительно низкого сопротивления примем U1=E1
иU2=E2 . Таким образом, соотношениеE1/E2=W1/W2 может быть приведено к видуU1/U2=W1/W2 , из которого понятно, что вторичное напряжение будет меньше первичного(k) во столько-же раз, во сколько количество задействованных витковW2 обмотки меньшеW1 .
В рассматриваемом примере используется понижающий трансформатор (W1>W2)
, при количестве витковW1 меньшем чемW2 (см. схему 2) вторичное напряжение будет больше первичного исходя из того же соотношенияU1/U2=W1/W2 .
Область применения автотрансформаторов
довольна широка: устройства небольшой мощности используются для питания, наладки и тестирования бытового и промышленного электрооборудования, устройств автоматического управления, в лабораторных стендах — ЛАТРы, устройствах связи и пр. Силовые трехфазные автотрансформаторы могут быть использованы для уменьшения пусковых напряжений мощных электродвигателей.
В энергетике автотрансформаторы большой мощности успешно используют для связи высоковольтных сетей с близкими по значению напряжениями (110-220 кВ, 220-500 кВ, 330-750 кВ). Коэффициент трансформации этих устройств, как правило не превышает 2-2,5. Для изменений напряжения более этих значений экономическая целесообразность использования автотрансформаторов существенно снижается.
Для этих целей используют трехфазные автотрансформаторы, с соединениями обмоток «звездой» (наиболее часто используемая схема) или «треугольником».
Техника безопасности при работе с ЛАТРом
Хочется также добавить пару слов о технике безопасности. Есть ЛАТРы без гальванической развязки. Это означает, что фазный провод из сети идет прямо на выход такого ЛАТРа. Схема ЛАТРа без гальванической развязки выглядит вот так:
В этом случае на выходной клемме ЛАТРа может появиться напряжение сети 220 Вольт с вероятностью 50/50. Все зависит от того, как вы воткнете сетевую вилку ЛАТРа в розетку 220 Вольт.
Если присмотреться к схемотехническому изображению на самой лицевой панели ЛАТРа Ресанта, то можно увидеть, что клемма “Х” и “х” (те, которые два нижних) связаны между собой проводником.
То есть если на клемме “Х” фаза, то и на клемме “х” тоже будет фаза! Вы ведь не будете каждый раз замерять фазу в розетке, чтобы воткнуть правильно вилку? Поэтому БУДЬТЕ крайне ОСТОРОЖНЫ! Старайтесь не задевать голыми руками выходные клеммы ЛАТРа!
В принципе я задевал и ничего со мной такого не произошло. Дело оказалось в том, что у меня деревянный пол, который почти является диэлектриком. Замерял напряжение между мной и фазой – вышло около 40 Вольт. Поэтому я и не чувствовал эти 40 Вольт. Если бы я взялся одной рукой за батарею или встал бы голыми ногами на землю, а другой рукой взялся бы за выход “х” ЛАТРа, то меня тряхануло бы очень и очень сильно, так как через меня бы прошли все полноценные 220 Вольт.
Необходимые параметры при выборе ЛАТРа
Сила тока, проходящего через обмотки автотрансформатора, зависит от двух величин: мощности нагрузки и выходного напряжения.
То есть, подключая то или иное оборудование (нагрузку) с разной потребляемой мощностью и регулируя с помощью поворотной ручки напряжение на выходе ЛАТР, величина тока изменяется. Итак, чтобы не превысить максимально допустимый ток ЛАТР, все манипуляции с устройством нужно проводить осознанно, понимая значение каждой величины и постоянно контролируя ток по формуле.
Основным критерием выбора модели LATR является ток, который будет протекать через нее. В паспорте указывается максимальный ток для каждой модели стабилизаторов напряжения. Например, у модели SUNTEK 5000 максимальный ток составляет 20 Ампер. То есть, если потребитель используется при напряжении 250 Вольт, 250 умножаем на 20 и получаем допустимую мощность 5000 Вт. Но! Если вы хотите использовать 100-вольтный LATR, максимальный ток останется прежним, 20 ампер, поэтому максимальная мощность будет 100 умноженная на 20, что в сумме составит 2000 Вт. Этот закон должен всегда использоваться для того, чтобы LATR функционировал долго и безупречно.
Конструкция и принцип работы
Автотрансформатор используется для регулировки линейных напряжений, чтобы либо изменить значение, либо сохранить его постоянным. Если регулировка производится на небольшую величину, то коэффициент трансформации также невелик, а токи в первичной и вторичной обмотках практически одинаковы. Следовательно, та часть обмотки, которая обуславливает разницу между двумя токами, может быть изготовлена из проводника намного меньшего размера.
Диапазон управления, значение индуктивности рассеяния и габаритный размер (из-за того, что вторая обмотка отсутствует) автотрансформатора при необходимой величине реактивной или активной мощности меньше, чем у трансформаторов, у которых присутствует двойная обмотка.
Обе обмотки – первичная и вторичная – соединены между собой как электрически, так и магнитно, а также имеют общий магнитопровод. Часть первичной части обмотки соединяется с источником питания переменного тока. Таким образом, в результате простого реверсирования соединений можно легко повышать или понижать напряжения питания.
При протекании исходного тока через одну обмотку в одном направлении, ток во вторичной обмотке движется в противоположную сторону. Автотрансформатор имеет несколько точек отбора потенциала вдоль обмотки.
Конструкция однофазного автотрансформатора
Особенности
Рассматривая, что такое ЛАТР, следует отметить, что это разновидность автотрансформатора. Отличается малым энергопотреблением, не требует регистра состояния. Принцип действия, которым обладает лабораторный регулирующий автотрансформатор, заключается в регулировании напряжения переменного типа однофазной (на фото слева) или трехфазной (справа) сети).
Схема LATR включает тороидальный стальной сердечник. На нем всего одна схема. В этом устройстве нет двух отдельных обмоток. Контуры выровнены. Одну часть можно отнести к виткам первичного типа, а вторую – к виткам вторичного типа. Регулирующий автотрансформатор ЛАТР имеет довольно простую схему. Пользователь может самостоятельно регулировать количество витков вторичной обмотки. Это отличает тип блока от других трансформаторов. О том, как собрать ЛАТР своими руками, мы писали здесь.
Принцип действия
Основной принцип действия автотрансформатора аналогичен обычному аппарату:
- ток, протекающий по первичной обмотке, создает магнитное поле и магнитный поток в магнитопроводе;
- величина этого поля зависит от силы тока и от числа витков;
- изменения магнитного потока наводят ЭДС во вторичной обмотке;
- величина наведенной ЭДС зависит от числа витков во вторичной обмотке.
Особенность автотрансформатора в том, что часть витков первичной обмотки является также вторичной. В связи с тем, что ЭДС в первичной и вторичной обмотках направлены встречно, ток в общей части катушки I¹² равен разнице I¹ и I². При равенстве входного и выходного напряжения или Ктр=1 I¹² определяется индуктивным сопротивлением катушки.
Автотрансформатор и его теоретические основы
В автотрансформаторе вы сможете найти единственную обмотку. Она будет использоваться не только в качестве первичной, но и в качестве вторичной обмотки. Схема автотрансформатора указана на фото ниже:
На этом фото вы сможете увидеть, что обмотка AB считается общим числом оборотов. N1 считается первичной обмоткой. Как видите, на фото эта обмотка будет выходить из точки C. В этом случае участок BC будет рассматриваться в качестве вторичной обмотки. Теперь мы можем предположить, что число витков между точками BC будут составлять N2.
Если напряжение в автотрансформаторе будет проходить через V1, тогда напряжение на отрезке первого витка будет составлять V1/N1. Таким образом на участке BC будет V1/N1*N2=V2, а это означает V2/V1=N2/N1=константа k.
Исходя из этих результатов можно сделать вывод о том, что константа будет являться отношением напряжения в автотрансформаторе. Когда нагрузка будет подаваться на участок между вторичными клеммами, тогда показатель тока составит I2. Показатель во вторичной обмотке будет составлять I1 и I2. Теперь мы рекомендуем вашему вниманию соответствующее видео:
https://youtube.com/watch?v=MBS1hRSoD_o
Что такое ЛАТР?
ЛАТР — лабораторный автотрансформатор регулируемый — прибор, предназначенный для регулирования напряжения, которое подаётся от однофазной или трехфазной сети переменного тока. Используя входное напряжение, ЛАТР его либо увеличивает, либо уменьшает. Также ЛАТР предназначен для настройки и тестирования разнообразного электрооборудования в условиях лаборатории или исследовательского центра. Работа с ним подразумевает знание и понимание основных физических законов, в частности закона Ома.
ЛАТР применяется в исследовательских целях, для тестирования оборудования переменного тока, наладки радиотехники, для тестирования высокочувствительной медицинской аппаратуры и промышленного оборудования. Широко применяется во всех сервисных центрах электротехнического оборудования, для тестирования. Также применяется для нагрева нихромовой нити, в животноводстве, для регулирования температуры нагрева инкубаторов и брудеров.
ЛАТР – самый простой способ получить заданное напряжение, либо менять его для исследований и тестов. При помощи поворота ручки с щеточным узлом переменное напряжение от обмотки на выходе ЛАТРа регулируется в диапазоне от 0 до 300 Вольт.
Компания SUNTEK (Сантек) специализируется на производстве лабораторных автотрансформаторов различной мощности. ЛАТРы SUNTEK отличаются удобством (серия RED имеет ряд дополнительных функций), качеством сборки, усиленным щеточным узлом, широким диапазоном выходных напряжений, формой и функционалом. Жидкокристаллический дисплей ЛАТРов SUNTEK позволяет контролировать напряжение на выходе с точность до вольта, чего нельзя сказать о стрелочной индикации, имеющей большую погрешность.
При использовании ЛАТРа следует понимать величину тока проходящего по обмотке ЛАТРа. Это основной показатель. Ввиду отсутствия гальванической развязки и наличия электрической связи ток первичной обмотки практически будет являться током и вторичной обмотки.
Основные отличия
Чтобы вам было легче понять, в чем разница между обычным трансформатором и автотрансформатором, мы собрали в таблицу их основные отличия:
Трансформатор | Автотрансформатор | |
КПД | КПД автотрансформатора больше чем у обычного, особенно при незначительной разности входного и выходного напряжения. | |
Количество обмоток | Минимум 2 и больше в зависимости от количества фаз | 1 и более, равно количеству фаз |
Гальваническая развязка | Есть | Нет |
Опасность поражения электрическим током при питания бытовых электроприборов | При выходном напряжении менее 36 Вольт – невелика | Высокая |
Безопасность для запитанных приборов | Высокая | Низкая, при обрыве в катушке на витках после отвода к нагрузке, на неё попадет всё напряжение питания |
Стоимость | Высокая, расход меди и стали для сердечников большой, особенно у трёхфазных трансформаторов | Низкая, из-за того что для каждой фазы лишь 1 обмотка, расход меди и стали меньшие |
Трансформаторы применяются всюду – от электростанций и подстанций, рассчитанных на десятки и сотни тысяч вольт, до питания малой бытовой техники. Хотя в последнее время используются блоки питания, но и их основой является генератор и трансформатор на ферритовом сердечнике.
Автотрансформаторы используются в бытовых стабилизаторах сетевого напряжения. Часто ЛАТРы используют в лабораториях при тестировании или ремонте электронных устройств. Тем не менее они нашли своё применение и в высоковольтных сетях, а также для электрификации железных дорог.
Например, на ЖД используются такие изделия в сетях 2х25 (два по 25 киловольт). Как на схеме выше в малонаселенных районах прокладывается линия 50 кВ, а к электропоезду по контактному проводу подаётся 25 кВ от понижающего автотрансформатора. Таким образом уменьшается число тяговых подстанций и потери в линии.
Теперь вы знаете, в чем принципиальное отличие трансформатора от автотрансформатора. Для закрепления материала рекомендуем просмотреть полезное видео по теме:
https://youtube.com/watch?v=aMmQkOb7HkM
Наверняка вы не знаете:
Основные плюсы и минусы
В связи с особенностями конструкции автотрансформатор обладает преимуществами и недостатками по сравнению с обычными устройствами.
Достоинства автотрансформатора, проявляющиеся при Ктр0,5-2:
- меньший вес и габариты;
- более высокий КПД, связанный с пониженными потерями в обмотках и магнитопроводе.
Кроме достоинств, эти устройства имеют недостатки:
- Повышенный ток КЗ. Это связано с тем, что ток нагрузки ограничен не насыщением магнитопровода, а сопротивлением нескольких витков вторичной обмотки.
- Электрическая связь между первичной и вторичной обмотками. Это делает невозможным применение этих аппаратов в качестве разделительных и для питания низковольтных устройств в опасных условиях, требующих низкого напряжения согласно ПУЭ.
Техника безопасности при работе с ЛАТРом
Хочется также добавить пару слов о технике безопасности. Есть ЛАТРы без гальванической развязки. Это означает, что фазный провод из сети идет прямо на выход такого ЛАТРа. Схема ЛАТРа без гальванической развязки выглядит вот так:
В этом случае на выходной клемме ЛАТРа может появиться напряжение сети 220 Вольт с вероятностью 50/50. Все зависит от того, как вы воткнете сетевую вилку ЛАТРа в розетку 220 Вольт.
Если присмотреться к схемотехническому изображению на самой лицевой панели ЛАТРа Ресанта, то можно увидеть, что клемма “Х” и “х” (те, которые два нижних) связаны между собой проводником.
То есть если на клемме “Х” фаза, то и на клемме “х” тоже будет фаза! Вы ведь не будете каждый раз замерять фазу в розетке, чтобы воткнуть правильно вилку? Поэтому БУДЬТЕ крайне ОСТОРОЖНЫ! Старайтесь не задевать голыми руками выходные клеммы ЛАТРа!
В принципе я задевал и ничего со мной такого не произошло. Дело оказалось в том, что у меня деревянный пол, который почти является диэлектриком. Замерял напряжение между мной и фазой – вышло около 40 Вольт. Поэтому я и не чувствовал эти 40 Вольт. Если бы я взялся одной рукой за батарею или встал бы голыми ногами на землю, а другой рукой взялся бы за выход “х” ЛАТРа, то меня тряхануло бы очень и очень сильно, так как через меня бы прошли все полноценные 220 Вольт.
Электронный автотрансформатор
Более современным способом регулировки является использование электронных устройств. Любое из них можно изготовить своими руками.
Тиристорный регулятор
Простейшая схема такого приспособления представляет собой переменный резистор, включенный между анодом и управляющим электродом тиристора. Это позволяет получать пульсирующее постоянное напряжение и управлять им в диапазоне 0-110В.
Для регулировки переменного напряжения 0-220В применяется встречно-параллельная схема соединения, а резистор включается между управляющими электродами.
Вместо двух тиристоров целесообразно применение симистора, а в качестве схемы управления использовать диммер для ламп накаливания.
Транзисторное управление
Самая качественная регулировка получается при использовании транзисторного регулятора. Он обеспечивает плавное изменение и правильную форму выходного напряжения.
Недостаток этой схемы в нагреве выходных транзисторов. Для его уменьшения и повышения КПД целесообразно подключить регулятор к выходным клеммам автотрансформатора – грубая регулировка осуществляется переключением обмоток, а плавная при помощи транзисторов.
Что такое лабораторный автотрансформатор (ЛАТР)
Очень часто в среде электриков и электронщиков звучит аббревиатура ЛАТР. Помните, мы как-то с вами рассматривали блок питания и даже делали его сами. Блок питания выдавал нам постоянное напряжение от нуля и до какого-то конечного значения, которое, конечно же, зависело от крутизны блока питания. Согласитесь, очень удобная штука. Но есть один минус – он нам выдает только постоянное напряжение. Но, раз есть блок питания на постоянное напряжение, то должен быть блок питания и на переменное напряжение. И называется такой блок питания лабораторный автотрансформатор или сокращенно ЛАТР. Что это за вещь и с чем ее едят?
ЛАТР – это тот же трансформатор. Он преобразовывает переменное напряжение одной величины в переменное напряжение другой величины. Но вся фишка в том, что мы можем менять при необходимости напряжение на выходе ЛАТРа.
Устройство и конструктивные особенности
Как было отмечено выше, автотрансформатор состоит из одной катушки. Её наматывают на обычный или на тороидальный сердечник.
Тороидальный трансформатор
В силу конструктивных особенностей у него отсутствуют гальванические развязки между цепями, что может привести к поражению высоковольтным током. Поэтому понижающий автотрансформатор, ввиду его повышенной опасности, требует принятия дополнительных мер по защите от поражения электротоком. Работа с ним допускается при условии строгого соблюдения правил безопасности.
Сегодня применяются однофазный и трехфазный автотрансформатор. В первом случае оборудование представлено такой разновидностью, как ЛАТР. Его применяют для низковольтных сетей. При повышенном напряжении требуется понижающая конструкция, например, автотрансформатор типа 220/110 или 220/100. В этом случае вторичная обмотка входит в состав первичного контура. Повышающий тип автотрансформаторов, наоборот, включает первичную обмотку в состав вторичного контура.
В обеих разновидностях устройств регулирование производится посредством скольжения подвижного контакта по обмоточным виткам. ЛАТРы состоят из магнитопривода кольцеобразной формы. Его обмотка включает в себя один слой. Она состоит из изолированного провода из меди.
Однофазные автотрансформаторы имеют несколько ответвлений, которые отходят от обмотки. Именно эти элементы конструкции определяют, будет ли агрегат работать на повышение или понижение напряжения сети. Чтобы получить плавность настройки вторичного напряжения создается небольшая дорожка на поверхности обмотки. Она очищена от слоя изоляции. По этой дорожке перемещается роликовый или щеточный контакт. Регулировка осуществляется в пределах от 0 до 250 В.
Что такое ЛАТР?
ЛАТР — лабораторный автотрансформатор регулируемый — прибор, предназначенный для регулирования напряжения, которое подаётся от однофазной или трехфазной сети переменного тока. Используя входное напряжение, ЛАТР его либо увеличивает, либо уменьшает. Также ЛАТР предназначен для настройки и тестирования разнообразного электрооборудования в условиях лаборатории или исследовательского центра. Работа с ним подразумевает знание и понимание основных физических законов, в частности закона Ома.
ЛАТР применяется в исследовательских целях, для тестирования оборудования переменного тока, наладки радиотехники, для тестирования высокочувствительной медицинской аппаратуры и промышленного оборудования. Широко применяется во всех сервисных центрах электротехнического оборудования, для тестирования. Также применяется для нагрева нихромовой нити, в животноводстве, для регулирования температуры нагрева инкубаторов и брудеров.
ЛАТР – самый простой способ получить заданное напряжение, либо менять его для исследований и тестов. При помощи поворота ручки с щеточным узлом переменное напряжение от обмотки на выходе ЛАТРа регулируется в диапазоне от 0 до 300 Вольт.
Компания SUNTEK (Сантек) специализируется на производстве лабораторных автотрансформаторов различной мощности. ЛАТРы SUNTEK отличаются удобством (серия RED имеет ряд дополнительных функций), качеством сборки, усиленным щеточным узлом, широким диапазоном выходных напряжений, формой и функционалом. Жидкокристаллический дисплей ЛАТРов SUNTEK позволяет контролировать напряжение на выходе с точность до вольта, чего нельзя сказать о стрелочной индикации, имеющей большую погрешность.
При использовании ЛАТРа следует понимать величину тока проходящего по обмотке ЛАТРа. Это основной показатель. Ввиду отсутствия гальванической развязки и наличия электрической связи ток первичной обмотки практически будет являться током и вторичной обмотки.
Как сделать электронный ЛАТР?
Основным поводом для создания электронного ЛАТРа своими руками является избыток на рынке электротоваров ненадежных регуляторов. Выходом из ситуации может быть образец промышленного типа, но такие экземпляры стоят дорого и обладают внушительными габаритами, что затрудняет его использование в домашних условиях.
Схема устройства электронного ЛАТРа.
Что представляет собой прибор
Стоит упомянуть, что лабораторные автотрансформаторы (ЛАТР) широко использовались еще полвека тому назад. Прежние варианты прибора обладали токосъемным контактом, который был расположен на вторичной обмотке. Это позволяло плавно изменять выходное напряжение (его значение).
Если подключались всевозможные лабораторные приборы, был вариант оперативной смены напряжения. Например, при необходимости легко можно было повлиять на степень нагрева паяльника, регулировать яркость освещения, обороты электродвигателя и многое другое. Вот такой своеобразный регулирующий блок питания.
Рисунок 1. Схема простого варианта ЛАТРа.
Нынешний вариант ЛАТРа обладает различными модификациями. В целом его можно считать трансформатором, в котором происходит трансформация переменного напряжения одной величины в переменное напряжение другой. Устройство широко используется в качестве стабилизатора напряжения. Основной особенностью является возможность изменения напряжения на выходе из прибора. ЛАТРы бывают нескольких вариантов исполнения:
- однофазного;
- трехфазного.
Трехфазный вариант представляет собой вмонтированные в едином корпусе три однофазных лабораторных автотрансформатора. Кстати, желающих стать обладателем трехфазного варианта значительно меньше.
Простой прибор для регулирования
Существует весьма простенький вариант ЛАТРа, который доступен даже для начинающих, его схема изображена на рис. 1. Регулируемый таким прибором диапазон напряжений находится в пределах 0-220 вольт. Данный самодельный регулятор обладает мощностью 25-500 Вт. Увеличение мощности устройства может быть проведено посредством установки тиристоров VD1 и VD2 на радиаторы.
Полупроводниковые приборы (речь идет о тиристорах ВД1 и ВД2) следует подключить параллельно с нагрузкой R1. Пропускаемый ими ток имеет противоположные направления.
Когда прибор включается в сеть, тиристоры остаются закрытыми, в отличие от конденсаторов С1 и С2, зарядка которых производится резистором R5.
Если есть потребность, с помощью резистора R5 можно изменить напряжение, которое получается во время нагрузки. Резистор и конденсаторы создают фазосдвигающую цепь.
Рисунок 2. ЛАТР с биполярным транзистором.
Фазосдвигающая цепь — это электрический четырехполюсник, гармонический сигнал на выходе которого сдвигается по фазе относительно входного сигнала. Распространены в САУ в качестве устройств корректировки, которые обеспечивают устойчивость и необходимое качество управления. Частными случаями являются дифференцирующие и интегрирующие цепи.
Данное техническое решение позволяет использовать для нагрузки не половинную мощность, а полную. Достигается это благодаря тому, что используются оба полупериода переменного тока.
К недостаткам можно отнести форму переменного напряжения на нагрузке. В этом варианте она не строго синусоидальная. Специфика работы полупроводниковых приборов является основной причиной. Наличие такой особенности способно вызвать помехи в сети. Но их можно устранить путем дополнительной установки дросселей (фильтров последовательной нагрузки) на схему. Такие фильтры можно найти даже в неисправном телевизоре.
Регулятор напряжения: вариант с трансформатором
Лабораторный автотрансформатор, который не станет причиной помех в сети и способный на выходе давать синусоидальное напряжение, устроен немного сложнее предыдущего.
Его схема (рис. 2) содержит биполярный транзистор VТ1. Он выступает в роли регулирующего элемента в таком устройстве. Мощность этого транзистора определяется в зависимости от необходимой нагрузки. В схеме он включен последовательно с нагрузкой и функционирует как реостат. Такой вариант предоставляет способность производить регулировку рабочего напряжения как во время активных, так и реактивных нагрузок.
К сожалению, и тут имеется свой недостаток. Он заключается в том, что задействованный регулирующий транзистор выделяет слишком большое количество тепла. Чтобы устранить его, понадобится теплоотводящий радиатор, который будет обладать достаточной мощностью. В данном случае площадь такого радиатора должна составлять как минимум 250 см².
Область применения
Характеристики автотрансформатора позволяют использовать его в повседневной жизни и в различных отраслях промышленности.
Металлургическое производство
Автотрансформаторы, регулируемые в металлургии, используются для управления и регулирования защитных устройств прокатных станов и трансформаторных подстанций.
Коммунальное хозяйство
До появления автоматических стабилизаторов эти устройства использовались для обеспечения нормальной работы телевизоров и другого оборудования. Они состояли из обмотки с большим количеством отводов и переключателя. Он поменял выводы катушки, и выходное напряжение контролировали с помощью вольтметра.
В настоящее время автотрансформаторы используются в релейных стабилизаторах напряжения.
Ссылка! В трехфазных стабилизаторах установлено три однофазных автотрансформатора, причем регулирование осуществляется отдельно в каждой фазе.
Химическая и нефтяная промышленность
В химической и нефтяной промышленности эти устройства используются для стабилизации и регулирования химических реакций.
Производство техники
В машиностроении такие устройства используются для пуска электродвигателей станков и регулирования частоты вращения дополнительных приводов.
Учебные заведения
В школах, техникумах и институтах LATR используются при выполнении лабораторных работ и демонстрации законов электротехники и экспериментов по электролизу.