Особенности пайки алюминиевых изделий в домашних условиях

Припой

Обычно в качестве основы легкоплавкого припоя используются: олово (Sn), свинец (Pb), кадмий (Cd), висмут (Bi) и цинк (Zn). Проблема в том, что алюминий в этих металлах практически не растворяется (за исключением цинка), что делает соединение ненадежным.

Применив флюс с высокой активностью и проведя должным образом обработку мест соединения, можно использовать припой на оловянно-свинцовой основе, но лучше отказаться о такого решения. Тем более, что паянное соединение на основе системы Sn-Pb обладает низкой устойчивостью к коррозии. Нанесение лакокрасочного покрытия на место пайки позволяет избавится от этого недостатка.

Для пайки алюминиевых деталей желательно использовать припой на основе кремния, меди, алюминия, серебра или цинка. Например 34A, который состоит из алюминия (66%), меди (28%) и кремния (6%), или более распространенный ЦОП-40 (Sn – 60%, Zn – 40%).

Припой отечественного производства – ЦОП-40

Заметим, что чем больше процентное содержание цинка в составе припоя, тем прочнее будет соединение и выше его устойчивость к коррозии.

Высокотемпературным считается припой, состоящий из таких металлов, как медь, кремний и алюминий. Например, как упомянутый выше отечественный припой 34A, или его зарубежный аналог «Aluminium-13» , в котором содержится 87% алюминия и 13% кремния, что позволяет осуществлять пайку при температуре от 590 до 600°С.

«Aluminium-13» производства компании Chemet

Чем паять алюминий в домашних условиях

Пайка соединений проводов с припоем считается самым надежным методом соединения проводов и жил кабелей. Хорошо, если нужно паять только медные провода, которые легко облуживаются припоем. Не зря в электронике все вывода элементов медные, луженые.

Пайка алюминия в домашних условиях

После того как цельные провода и многожильные жилы кабелей облудят, их довольно легко соединять пайкой. А как паять алюминий оловом, если припой отторгается окисью алюминия. Как известно алюминий покрыт тонким слоем окиси, которая мгновенно образуется на алюминии при контакте с кислородом. Чтобы припой хорошо держался на алюминиевом проводе нужно снять окись алюминия, а затем лудить.

Для этой цели в качестве флюса существуют: паяльная кислота, специальные флюсы для алюминия, смесь канифоли с ацетоном. Все эти плюсы разрушают или затрудняют образование пленки окиси на алюминии. После применения данного типа флюса процесс лужение алюминия упрощается.

Необходимые инструменты для пайки алюминия оловом являются: электрический паяльник, острый нож, плоскогубцы для скрутки проводов, мелкий напильник для подготовки жала паяльника. Из материалов потребуется: припой ПОС 61 или ПОС 50, флюс для пайки алюминия Ф-64 или аналогичный, губка.

Как заработать на пайке алюминия?

А теперь самое интересное — как и сколько заработать на пайке алюминия. Я открыл Авито и пошерстил стоимость работ по пайке алюминия. Вот что получилось:

  • пайка радиатора автомобиля, холодильника, кондиционера — от 1000 руб.
  • пайка проводов электропроводки — 15 руб. за пайку.
  • ремонт велосипедных рам — от 500 руб.
  • пайка алюминия для пищи, например, кастрюль — от 100 руб.

Затраты:

  • Газовый баллончик с горелкой 700 — 1000 руб.
  • Припой Castolin 192FBK — 150 руб. за пруток * 5 = 750 руб.
  • Тренировочный радиатор — бесплатно или за 500 руб. в металлоломе.
  • Желание — бесценно!

Бизнес-план:

  1. Потратить 2000 руб. на инструмент и опыт
  2. Отбить затраты за 2 ремонта.
  3. Еще останется на 3-4 ремонта минимум.
  4. Рентабельность 200 — 300 %!

А теперь обещанное. Вот так примерно выглядел мой радиатор.

В этом месте кожух вентилятора от нагрева выгнулся и начал тереть по радиатору. Образовалось три дырки, через которые попер антифриз. Помню эту ночку. Хорошо, что в пределах города был.

У меня получилось вот так.

А вот и Кузнечик. Думаю, что цвет говорит сам за себя.

Во всей Ростовской области я видел только одну такую же машинку. Однажды в г. Каменск-Шахтинском мы с ней стали на светофоре друг за другом. Выглядело забавно.

Вот и всё. Надеюсь, что теперь пайка алюминия для вас не является чем-то особенным. Для вас трудился Мастер Пайки. А чем вы паяете алюминий?

Пайка алюминия оловом и флюсом Ф 64

Флюс Ф 64 предназначен для пайки алюминия. Методика пайки не сложна. В первую очередь нужно снять изоляцию с проводов на 5 см. Изоляция снимается острым ножом под углом к проводу, чтобы не надрезать его. Надрезанный алюминий легко обламывается.

Инструменты и материалы для пайки алюминиевого провода

Далее нужно хорошо зачистить провод мелкой наждачной бумагой или острым ножом. Зачистив провод, его смачивают кисточкой с плюсом и острым ножом продолжают зачищать провод, но уже под флюсом. Таким образом снимают пленку окиси алюминиевого провода, не давая вновь окисляться на воздухе. Далее разогретым паяльником с припоем начинают лужение провода с его конца.

Если начать облуживать провод около изоляции, тогда можно ее подпалить. В этом случае потеряются изоляционные свойства провода. Провод облуживают паяльником, движениями вперед-назад, одновременно снимается окисная пленка с алюминия. Облудить провод ровно сразу не получится. Поэтому на не облуженные участки провода снова наносят флюс и горячим паяльником с припоем и движениями вперед-назад снимают участки оставшейся окисной пленки и обслуживают.

Таким образом покрывают припоем алюминиевый провод полностью. После лужения алюминиевый провод окунают в раствор соды (5 ст. л. на 200 гр. воды) и зубной щеткой смывают остатки флюса. В состав флюса входят активные кислоты, которые не только разъедают пленку, но и сам провод. Поэтому остатки флюса нужно смыть. Смыть его полностью не получится, так как он частично остаётся под припоем и въедается в провод.

Но хоть частично его нужно смывать. Медный провод не обслуживают флюсом Ф 64, лучше использовать раствор канифоли и спирта (50% на 50%). Кисточкой наносят жидкую канифоль на медный провод (предварительно зачистив его) и горячим паяльником обслуживают провод, начиная с конца. Жало паяльника должно быть ровным и чистым. Раковины на конце жала паяльника убирают мелким напильником.

А остатки сгоревшего припоя (шлака) вытирают губкой или тряпкой. Как только алюминиевый и медный провода облуженны, их скручивают пассатижами, кисточкой наносят жидкую канифоль и спаивают соединение, начиная также с конца. Если соединить алюминий без лужения припоем, то это соединение может нарушиться со временем. Соединение алюминия с медью представляет собой гальваническую пару, и при прохождении через него тока нагревает и разрушает соединение.

Таблица температурных режимов марок припоя

В результате место скрутки сильно нагревается и обугливается, что повышает пожароопасность. Оловянный припой нейтрален к алюминию, поэтому алюминиевые провода перед соединением с медью нужно лудить. Для пайки алюминиевых проводов хорошо подходят припой ПОС 61 и ПОС 50 с низкой температурой плавления 190 — 210С.

Инструкция по пайке

Пайка алюминия в домашних условиях оловом должна проводиться в строгой последовательности, чтобы обеспечить качественный результат. Перечень действий выглядит следующим образом:

  • поверхность очищается от всех загрязнений и больших частиц мусора;
  • производится обезжиривание, чтобы убрать все лишние пленки, которые помешают соединению;
  • детали фиксируются в заданном положении;
  • жало паяльника залуживается и разогревается до нужной температуры;
  • место соединения нагревается (это делается при помощи разогретого жала паяльника);
  • стержень припоя подносится к тому месту, где будет соединение;
  • образовывается соединение, убирается источник температуры, чтобы оно застыло;
  • проверяется качество полученного соединения (при помощи визуального осмотра).

Для дополнительной очистки металла от пленки можно использовать механические методы. Это осуществляется с помощью мелкой металлической щетки. При растирании инструмент нагревается, что позволяет сразу снимать оксид и заменять его на припой. Таким образом на поверхности не образуется лишний налет, он попросту не успевает этого сделать.

Область применения

Очень важно знать, как правильно паять алюминий паяльником. Спешить не стоит, так как это сложный и хлопотный процесс

Многие проводки требуют создания контактов с оригинальным материалом, поэтому пайка алюминия, несмотря на ее сложность, оказывается востребованной. В различных мастерских по ремонту и в промышленности это встречается намного чаще, чем в частной сфере.

Основной областью применения является ремонт проводов, разнообразной техники, подключенных плат и прочего. Процесс получил широкое распространение в среде радиотехники. Именно в этой области встречаются всевозможные варианты контактов, и радиолюбителям требуется освоить все особенности пайки в домашних условиях.

Заключение

Как же все-таки получить качественную пайку алюминия дома? Главный секрет в том, чтобы приблизить условия к профессиональным. Следует подобрать правильные флюс и припой, определиться с режимом пайки

Также нужно уделить внимание подготовке поверхности. Есть несколько способов борьбы с окислами, каждый мастер самостоятельно подбирает те, которые подойдут лично ему

Умения и хитрости приходят с опытом, для их получения нужно опробовать все возможные варианты, подбирая для себя максимально подходящие.

Сварка алюминия — не простая задача

Высокая электро- и теплопроводность алюминия, очень малый вес в сочетании с отличными механическими свойствами его сплавов, сделали этот материал просто незаменимым во многих сферах производства. Но при всех своих уникальных свойствах это металл очень трудно сваривается. Умение качественно варить алюминий — это то, что отличает сварщика высокой квалификации от сварщика-любителя.

Различают два основных способа сварки алюминиевых деталей:

  • MIG сварка алюминия полуавтоматом
  • Аргонодуговая TIG сварка алюминия

Иногда возникает необходимость соединить алюминиевые детали между собой, но при этом под рукой нет подходящего сварочного аппарата или профессионального сварщика, а прочность соединения не играет особой роли. В таком случае на помощь придет метод который описан в нашей видео-инструкции.

Вам понадобится:

  • Пропановая горелка
  • Стержни для пайки алюминия
  • Жидкость для обезжиривания поверхности
  • Струбцины для удержания деталей между собой

Трудности пайки алюминиевых радиаторов

Пайка алюминиевого радиатора паяльником осложняется формой самого изделия. В зависимости от того где случилась поломка, место может быт труднодоступным, обладать поверхностью предрасполагаемой к растеканию металла и так далее. Осложняется все и высокой активностью металла, приводящей к окислам. При разогревании алюминия до нужной температура очень сложно отследить, как хорошо он прогрелся, так как металл почти не меняет цвет в этой время. Это может привести к переплавлению основного металла.

Способы пайки алюминиевых радиаторов

Существует два основных типа пайки, использующегося при работе с алюминиевыми радиаторами. Первым является использование паяльника, что более доступно, но менее эффективно и удобно. Второй способ – пайка алюминия газовой горелкой дает более эффективный результат, но обходится дороже, а также далеко не у всех имеется соответствующая техника, так как она имеет относительно высокую стоимость.

Пайка алюминиевого радиатора газовой горелкой

В качестве флюса при каждом из способов могут использовать в качестве припоя:

  • Кадмий;
  • Олово;
  • Висмут;
  • Цинк;
  • Комбинированный флюс;
  • Специализированные марки для алюминия.

Подготовка к пайке

Пайка алюминиевого радиатора охлаждения начинается с подготовительного процесса. В первую очередь следует заняться поверхностью основного металла. Здесь идет механическая обработка, чтобы снять частички грязи, пыли и прочих ненужных элементов. После этого следует обработать все растворителем. Это может быть бензин, ацетон или что-либо схожее. Эти процедуры должны помочь избавиться от оксидной пленки.

Пайка алюминиевого радиатора автомобиля требует правильного выбора флюса. Если его требуется приготовить самостоятельно, то это следует сделать еще до разогрева металла. В ином случае нужно просто подготовить его на рабочем месте, чтобы удобно было пользоваться.

Пошаговая инструкция по пайке

Когда все подготовительные процедуры завершены, то можно приступать к нанесению флюса на поверхность основного металла. флюсом нужно покрыть практически всю поверхность пайки. Это требуется сделать для того, чтобы максимально изолировать от влияния кислорода из воздуха, так как он приводит к появлению сложно разрушаемых оксидов. Если флюс не жидкий и работа ведется паяльником, то его нужно предварительно расплавить перед нанесением. При использовании газовой горелки его можно плавить уже на основном металле.

После этого берется небольшая часть припоя и наносится на поверхность под температурным воздействием. Расплавленный металл будет сильно растекаться, так что нужно действовать аккуратно и не брать слишком много припоя. Нанесение нужно делать аккуратными круговыми движениями, равномерно распределяя количество материала по всей поверхности. Он должен распространиться не только на проблемном месте, но и захватить близлежащую область.

Пайка алюминиевого радиатора оловом и прочими видами припоев может иметь свои отличительные нюансы, но принцип проведения процедур практически всегда одинаковый. Сложности вызывают крупные сколы и дыры. Их приходится запаивать в несколько проходов. Понемногу на край поверхности наносится металл припоя. Он остывает и после этого наносится еще один слой, постепенно заволакивая все отверстие. Проблема состоит в том, что припой имеет более низкую температуру плавления, чем основной металл и может быстро расплавиться.

 

https://youtube.com/watch?v=FpqE_3R-pbU

Таблица режимов пайки

У каждого припоя есть своя температура плавления, что заставляет мастера подбирать свои температурные режимы для каждого из них. Здесь приведены основные используемые марки:

Марка

Режим пайки Максимальные параметры прочности получаемых швов, кгс/мм2
АМц АМг6 Д20
П-300-А

440° С

11 22

П-425-А

12

20,8

20,8

34А

550° С

9-10

28,8

В-62

510° С

12

23,8

Техника безопасности

Во время пайки нужно обеспечить хорошую вентиляцию, естественную или искусственную, чтобы как можно меньше дышать парами металла. Паяльник и горелка никогда не должны оставаться долгое время включенным, когда не используются или без присмотра. Это может привести к возникновению пожара.

Как соединить две трубы одинакового диаметра: актуальные способы самостоятельной реализации

В этой статье мы рассмотрим, какова инструкция соединения одноразмерных труб, изготовленных из различных материалов. Тема статьи интересна, так как на рынке представлен широкий ассортимент различных труб, которые отличаются друг от друга не только эксплуатационными и техническими характеристиками, но и разными методами соединения в единую систему.

Но, перед тем как рассматривать особенности проведения монтажных работ, рассмотрим то, какие разновидности водопроводных аксессуаров можно приобрести.

На рисунке резьбовое соединение труб отопления, выполненное посредством муфты

Классификация

Разборное соединение профильных труб болтами при строительстве теплицы

Все водопроводные трубы, в соответствии с производственными материалами, примененными при их изготовлении, подразделяются на следующие категории:

  • металлические модификации;
  • полимерные модификации;
  • изделия из металлопласта.

Важно: Каждая из этих модификаций представлена на рынке широким ассортиментом изделий, которым свойственен тот или иной способ соединения. Поэтому, планируя монтаж водопровода в своей квартире или загородном доме, нужно с максимальной ответственностью отнестись к выбору материалов и способов соединения, так как от этого во многом зависит цена, долговечность и внешний вид готовой системы

Итак, рассмотрим то, как самостоятельно выполняется соединение смесителя с трубой.

Стыковка металлических труб

Резьбовое соединение на стальном водопроводе

В процессе монтажа металлических (чугунных, стальных и медных) водопроводных и отопительных систем применяется резьбовая и сварная стыковка.

Рассмотрим в подробностях каждый из этих методов:

  1. Резьбовой монтаж, к нему, кстати, относится и соединение труб американкой, это технология, позволяющая собрать водопроводы из элементов с одинаковыми диаметрами поперченного сечения.

Для этого на концах обеих труб нарезается резьба, поверх которой накручивается специальная металлическая муфта – фитинг. Посредством специальных фитингов можно собирать как прямые, так и криволинейные водопроводные и отопительные системы.

Фитинг, применяемый на таких конструкциях, имеет внутреннюю резьбу, в то время как на трубах нарезается резьба наружная. Если фитинги для проведения монтажа приобретаются с уже нарезанной резьбой, то на стыкуемых элементах ее придётся нарезать своими руками с использованием плашек.

Среди преимуществ технологии отметим прочность и долговечность готового результата. Кроме того, резьбовой фитинг при необходимости можно раскрутить и разобрать все сооружение для того чтобы устранить поломку или переделать.

Важно: Как правило, резьба на трубах и фитингах применяется стандартная. Но если приобретаются аксессуары зарубежного производства от малоизвестных брендов, нужно убедиться что изделие будет соответствовать метрическому типу резьбы

  1. Монтаж водопроводных систем с использованием сварки применяется нечасто. Основной недостаток сварного соединения — это невозможность сделать его своими руками, так как справиться с такой работой может профессиональный сварщик со специальным оборудованием и опытом использования этого оборудования.

Для монтажа двух одноразмерных труб применяются следующие разновидности сварного соединения:

  • поперечное стыковое (без расточки или с внутренней расточкой) с подкладным кольцом;
  • продольное стыковое (без скоса кромки или со скосом) с односторонним швом;
  • поперечное стыковое с односторонним швом;
  • одностороннее угловое;
  • двухстороннее угловое;
  • раструбное внахлёст.

Стыковое соединение самое распространенное, так как готовый результат характеризуется высокой прочностью при условии, что стыкуемые элементы правильно центрованы.

Если собирается водопровод с внутренним диаметром до 500 мм, варится односторонний шов, прочности которого вполне достаточно. Если диаметр больше, изнутри подваривается корень шва, в результате чего повышается прочность стыка.

Сварной шов считается оптимальным типом соединения при монтаже промышленных водопроводов, но в быту применяется крайне редко по причине дороговизны готового варианта и стесненных условий для применения сварочного аппарата.

Пайка медных компонентов — это технология, используемая при сборке водопроводных систем премиум-класса.

Принцип выполнения монтажа следующий:

  • концы стыкуемых элементов зачищаются и покрываются припоем;
  • зачищается и покрывается припоем внутренняя поверхность фитинга;
  • труба вставляется в фитинг и разогревается горелкой;
  • после того как припой остывает, получается прочная и долговечная муфтовая стыковка.

Общие принципы пайки алюминия в домашних условиях

Основные принципы пайки алюминия в домашних условиях:

необходимо выполнить качественную очистку поверхности металла от загрязнений, покрытий, оксидной плёнки;
временной интервал между очисткой и пайкой должен быть минимальным;
для удаления оксидной плёнки лучше использовать щётки по металлу или паяльники со специальными насадками;
выбор нагревательного инструмента выполняется в зависимости от площади пайки, так как из-за высокой теплопроводности алюминий быстро остывает;
если нет подходящего припоя, то допускается использование любого, в составе которого есть олово, свинец;
при прогреве деталей для нанесения припоя важно не перегреть алюминий, так как он отличается меньшей температурой плавления, по сравнению с оксидной плёнкой;
залуживание поверхности алюминия сплошным слоем позволит избавиться от появления окислов, что упростит его паяние;
при использовании горелки важно соблюдать правила противопожарной безопасности, особенно при нанесении растворителей для обезжиривания;
пайка может выполняться в несколько слоёв, перед нанесением каждого нужно выжидать пока застынет предыдущий;
использование флюса потребует применения защитных средств, так как в его составе могут содержаться едкие вещества;
пламя горелки всегда должно быть направлено в противоположную от себя сторону;
для пайки рекомендуется использовать паяльники мощностью более 100 Вт;
флюс применяется в основном для элементов с толщиной от 4 мм или поверхностей со сложными формами;
состав припоя выбирается на основе вида пайки, но температура плавления всегда ниже, чем у алюминия;
чтобы паять заготовки с толщиной более 4 мм, по краю стыковочного шва нужно срезать кромку под углом 45 для увеличения поверхности контакта;
после проведения работ необходимо обязательно убедиться в целостности, прочности, равномерности шва.

При выборе припоя необходимо учитывать тип инструмента, используемого для расплавления. Для паяльника подойдут сплавы с низкой температурой плавления: оловянные сплавы с медью, цинком, висмутом. Чтобы создать тугоплавкое соединение, потребуется сложный сплав алюминия, меди, кремния.

https://youtube.com/watch?v=Jx8Astt2_vw

ПАЙКА АЛЮМИНИЯ. АРГОН НЕ НУЖЕН!

Припой для пайки алюминия, 20шт

В сегодняшнем видео я покажу вам малоизвестный способ пайки алюминия.

Недавно на моей машине потек масляный радиатор охлаждения коробки передач. На трубке радиатора образовался тонкий свищ, который практически не заметен, но на заведенной машине из него капает масло. В остальном радиатор цел. Замена его на новый оригинал стоит 16 тысяч рублей, а дубликаты радиатора продают за 7. Аргоновая сварка с заменой трубок в московском регионе тоже не дешева, и никто за тысячу — это делать не будет.

Поэтому для ремонта остается два бюджетных варианта: это пайка, либо лепнина из холодной сварки.

При взаимодействии алюминия с воздухом он сразу окисляется и на его поверхности образуется тверда оксидная пленка, поэтому паять алюминий сложно от слова – ОЧЕНЬ. Если его паять обычным паяльником, даже используя специальные флюсы, то регулярно получается вот такая лажа. Но оказывается, для пайки алюминия продается специализированный припой, он называется HTS-2000 и CASTOLIN 192. Припой представляет из себя цинковую трубку, наполненную твердым порошком флюса в центре. Флюс как раз и нужен для того чтобы растворить твердую оксидную пленку на поверхности алюминия. Сама же пайка происходит при температуре 480 градусов и для этого нужно использовать газовую горелку. Найти такой припой тоже не легко, продается в специализированных магазинах, которые занимаются медными трубками и ремонтом радиаторов. Сидел на телефоне и гуглил несколько часов прежде чем нашел где можно его купить. Еще продают на Авито, но ценник начинается от 200 рублей за пруток. Я же нашел припой на строительном рынке, созвонился, съездил и купил 4 пол метровых прутка по 90 рублей за штуку, итого вышло на 360 рублей.

Прорезал в трубке несколько пазов, взял маленькую горелку и начал учится паять. Сначала получалась лажа, пламя у этой горелки узкое и не прогревает трубку, припой собирается в шарики. В итоге мне удалось научится и запаять несколько пазов.

Делать это при помощи мелких горелок сложно, поэтому лучше использовать горелку насадку на баллон. Пламя у нее широкое и позволяет прогревать сразу область металла.

Сначала немного прогреваем трубку не поднося припой. А потом подносим его, он плавится, и он быстро растекается, заполняя паз.

Таким способом можно не только запаивать отверстия в алюминии, но и спаивать вместе листовой алюминий. Пайка получается очень прочная и не ломается даже если прикладывать большие усилия. Сломать этот шов мне так и не удалось.

Давайте еще раз запаяем трубку. Снова сначала разогреваем ее горелкой и далее достаточно прикоснутся припоем, и он сразу заполняет весь паз.

И давайте спаяем вместе две трубки, смотрите как быстро это происходит. Разогрели горелкой, ткнули припоем, и трубки сразу спаялись. Припой полностью заполнил шов по кругу, но при этом он не попал внутрь и не забил трубку. Эта пайка также получилась очень прочная, сломать мне ее тоже не удалось. Гнется сам алюминий, но шов остается целым. Этот припой обладает высокой текучестью и заполняет все пазы обеспечивая полную герметичность шва.

Радиатор мне также без проблем удалось запаять. Но как видите трубка имеет большую коррозию и не равномерна по диаметру, поэтому скорее всего она протечет в другом месте и в данном случае мой ремонт является временным. И тут лучше будет заменить трубки целиком.

Сам же метод пайки алюминия оказался рабочим, он бюджетен и позволяет паять трубки и полоски алюминия, обеспечивает высокую адгезию, герметичность и прочность шва. Этот способ часто используют в автомастерских для ремонта алюминиевых деталей, но при этом они не уточняют как ремонтировали и берут с клиентов полную стоимость работы аргоновой сварки.

Ставьте лайк если не знали о таком способе пайки алюминия. А адреса магазинов где мне удалось найти и купить этот припой будут в описании видео. И как я уже сказал еще его могут продавать на строительных рынках, в магазинах, которые продают медные трубки и радиаторы.

А сегодня на этом все, всем спасибо за просмотр, и пока-пока!