Самый фантастический музыкальный инструмент

Содержание

Экскурс в историю

При первом взгляде и на терменвокс, и на играющего на нем человека создается впечатление, что перед глазами слушателя происходит какая-то магия. И это не удивительно, ведь при игре на терменвоксе не требуется никакого физического воздействия на инструмент. Влияние на инструмент происходит путем движений рук в электромагнитном поле на некотором расстоянии от терменвокса. Эти движения немного напоминают движения дирижера перед оркестром.

Электромагнитное поле создают два генератора высокой частоты, которые встроены в инструмент. Один из генераторов имеет постоянную частоту, второй — переменную. Генератор с переменной частотой имеет антенну, которая реагирует на изменение расстояния между рукой музыканта и инструментом, и меняет частоту генератора. По итогу, из одной частоты вычитается вторая — и нашему слуху предстают чудесные звуки терменвокса.

https://youtube.com/watch?v=n9SObIih1-E

Появился инструмент, как было замечено в начале статьи, практически случайно — при исследовании той области науки, которая к звуку и музыке отношения не имеет.

Лев Термен в те годы трудился в Петрограде, в физико-техническом институте. Занимался разработкой способов измерения диэлектрической постоянной газов при различных температурах и давлениях. Тогда же, пытаясь увеличить чувствительность своей измерительной аппаратуры, Термен случайно обнаружил, что, когда разница между частотами двух генераторов попадает в звуковой диапазон — наблюдатель может слышать необычные звуки.

Инструмент оказался очень чувствительным и реагировал на малейшие колебания магнитного поля. Вдохновленный своим открытием, Термен сконструировал небольшой музыкальный инструмент и назвал его «Этерон» (ether — «эфир»). Но сообщество ученых, которым Термен представил свой инструмент, окрестило его в честь изобретателя — «терменвокс» (vox – «голос» на латыни).

Не прошел данный инструмент и мимо внимания правительства. В скором времени терменвокс был представлен в Кремле. Кстати, на инструменте пробовал сыграть и вождь мирового пролетариата — В.И. Ленин. Ходят слухи, что Ленину, не обладая какими-либо навыками игры на терменвоксе, удалось почти точно воспроизвести «Жаворонка» композитора Глинки.

Вскоре после этого терменвокс приобрел всемирную известность. Сам Термен со своим инструментом выступал в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и многих других городах и странах, находя там единомышленников и будущих учеников. В США Термен основал крупную музыкальную студию, которая внесла весомый вклад в популяризацию терменвокса.

История создания

Изобретатель терменвокса – Лев Сергеевич Термен – музыкант, ученый, родоначальник электроники, оригинальная личность, окруженная множеством слухов. Его подозревали в шпионаже, уверяли, что созданный музыкальный инструмент настолько странный и мистический, что сам автор боялся на нем играть.

Лев Термен принадлежал дворянскому роду, появился на свет в Петербурге в 1896 г. Учился в консерватории, стал виолончелистом, продолжил образование на физико-математическом факультете. В период Первой мировой войны Лев Сергеевич трудился инженером-связистом. В послевоенный период занялся наукой, изучением электрических свойств газов. Тогда и началась история музыкального инструмента, получившего название от фамилии создателя и термина «vox» – голос.

Изобретение увидело свет в 1919 г. В 1921-ом ученый представил инструмент широкой публике, вызвав всеобщий восторг и изумление. Льва Сергеевича пригласили к Ленину, тот немедленно приказал отправить ученого с музыкальным изобретением в гастрольный тур по стране. Ленин, в тот период поглощенный электрификацией, в терменвоксе увидел инструмент популяризации политической идеи.

В конце 1920-х Термен отправился в Западную Европу, затем в США, при этом остался советским гражданином. Ходили слухи, что под видом ученого и музыканта его отправили шпионить, выведывать научные разработки.

Лев Термен со своим изобретением

Необычный музыкальный инструмент за границей вызвал восторг не меньше, чем на родине. Парижане раскупили билеты в театр за несколько месяцев до выступления ученого-музыканта. В 1930-е в США Термен основал компанию «Teletouch» для производства терменвоксов.

Сначала бизнес ладился, но вскоре покупательский интерес иссяк. Оказалось, что для успешной игры на терменвоксе нужен идеальный музыкальный слух, даже профессиональные музыканты не всегда справлялись с инструментом. Чтобы не обанкротиться, фирма занялась производством сигнализаций.

Сила трех

Огромный вклад в популяризацию терменвокса еще при жизни его создателя (Термен прожил 97 лет и умер в 1993 году) внесли три женщины-музыканта — Люси Бигелоу Розен, Клара Рокмор и Наталья Термен. Люси Бигелоу Розен часто называют «апостолом» электромузыкального инструмента, она пропагандировала его использование в 1930–1940-ые, выступая с концертами в Европе и США. Виртуозная скрипачка Клара Рокмор познакомилась с Терменом и его изобретением в 1927 году. Именно ее стараниями терменвокс в США стал восприниматься как серьезный академический музыкальный инструмент. Многие музыканты до сих пор считают ее единственным виртуозом в истории инструмента. Наталья Термен, дочь Льва Термена, еще в 1980–1990-е  выступала в России, Европе и Америке с академическим репертуаром. Многие выступления проходили совместно с отцом — Наталья играла музыку Баха, Генделя, Чайковского, Дебюсси, Рахманинова и современную музыку для терменвокса. Сегодня Наталья Львовна продолжает работать с терменвоксом и выступать. Она является куратором Школы терменвокса и председателем Санкт-Петербургского общества терменвокса. 

Наталья Термен, дочь Льва Термена, исполнитель на терменвоксе: «Папа безусловно сохранял очень хорошие отношения с Люси Розен и Кларой Рокмор. Конечно, у этих исполнительниц были разные подходы к терменвоксу,  папа всегда особенно выделял Люси Розен. По ее заказу написано множество произведений для терменвокса, до сих пор жемчужиной репертуара является «Фантазия» Богуслава Мартину для терменвокса, гобоя, струнного квартета и фортепиано. Папу всегда интересовало не массовое, а более углубленное развитие терменвокса с точки зрения исполнительского мастерства, поскольку он считал, что высокий потенциал терменвокса еще не раскрыт. Собственно, в этом ключе и началась наша с ним работа. Безусловно, это очень кропотливый труд, папино видение терменвокса очень отличается от современных версий инструмента, которые существуют сегодня в свободном доступе».

Классический терменвокс

В первых, классических моделях, созданных самим Львом Терменом, управление звуком происходит в результате свободного перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи двух металлических антенн. Исполнитель играет стоя.

Изменение высоты звука достигается путем приближения руки к правой антенне, в то время как громкость звука управляется за счет приближения другой руки к левой антенне.

Техникой игры на этом типе терменвокса виртуозно владела одна из первых учениц Льва Термена — американка Клара Рокмор. Именно эта модель терменвокса получила самое широкое распространение в мире. Существует целый ряд фирм, производящих инструменты этого типа. Признанным в мире экспертом является исполнитель-виртуоз Лидия Кавина (родственница Льва Термена).

Лидия Кавина и берлинский исполнитель Барбара Буххольц совместно создали международный проект TOUCH! DON’T TOUCH!, в рамках которого четыре российских и пять немецких композиторов сочиняли современную музыку для терменвокса (Wergo, 2006).

Разновидности терменвокса

Создано несколько различных по конструкции видов терменвокса. Устройства производят сериями и поштучно.

Классический

Первый разработанный терменвокс, работа которого обеспечивается произвольным движением обеих рук в электромагнитном поле, окружающем антенны. Музыкант работает стоя.

Известно несколько раритетных классических моделей, созданных на заре распространения инструмента:

  • экземпляр американского музыканта Клары Рокмор;
  • исполнительницы Люси Розен, названной «апостолом терменвокса»;
  • Натальи Львовны Термен – дочери создателя музыкального устройства;
  • 2 музейных экземпляра, хранящихся в московском Политехническом и Центральном музее музыкальной культуры.

Системы Ковальского

Педальный вариант терменвокса удалось изобрести музыканту Константину Иоилевичу Ковальскому. Играя на инструменте, исполнитель контролирует высоту звучания правой ладонью. Левой рукой посредством блока с кнопками манипулирования осуществляется контроль над основными характеристиками извлекаемого звука. А для изменения громкости звучания предназначены педали. Музыкант работает в сидячем положении.

Педальный вариант Ковальского не распространен. Но им пользуются ученики Ковальского – Лев Королев и Зоя Дугина-Раневская, организовавшие московские курсы игры на терменвоксе. Ученица Дуниной-Раневской – Ольга Миланич – единственный профессиональный музыкант, играющий на педальном инструменте.

Изобретатель Лев Дмитриевич Королев долго экспериментировал над конструкцией терменвокса. В итоге был создан тершумфон – вариант инструмента, устроенный так, чтобы производить узкополосные шумы, отличающиеся яркой звуковой высотностью.

Матремин

Странное название получил музыкальный инструмент, изобретенный японцем Масами Такэути в 1999-ом. Японцам нравится матрешка, поэтому изобретатель спрятал генераторы внутрь русской игрушки. Громкость устройства настраивается автоматически, частота звучания контролируется изменением положения ладони. Ученики талантливого японца организуют большие концерты из более 200 участников.

Виртуальный

Современное изобретение – терменвокс-программа для компьютеров с сенсорным монитором и смартфонов. На мониторе изображается система координат, одна ось показывает частоту звучания, вторая – громкость.

Исполнитель касается монитора в определенных точках координат. Программа, обрабатывая информацию, превращает выбранные точки в высоту и громкость, получается желаемый звук. При перемещении пальца по монитору в горизонтальном направлении изменяется высота звучания, в вертикальном – громкость.

История

Леон Терменвокс.

Терменвокс, один из первых изобретенных инструментов, Музей Глинки , Москва

Изобретение Леона Терменовича следует за русской революцией 1917 года . Получив возможность убедительно продемонстрировать Ленину , его орудие сразу же было продвинуто новой властью. Ленин брал уроки терменвокса и заказал 600 экземпляров для распространения по всему СССР . Вдобавок Термен был отправлен в мировое турне, как посол новых советских технологий.

Успех был встречен в Европе , а затем в США , где инженер поселилась и получила американский патент , тем28 февраля 1928 г.. Он передал права на производство инструмента фирме RCA . Это не имело большого коммерческого успеха, но Термен продолжил свои исследования и изобрел новые инструменты:

  • rhythmicon , первый ритм — машина  ;
  • terpsitone , звуковой генератор управляется перемещением танцоров , которые , чья антенна была скрыта под танцполем использовали тот же принцип, что и терменвокс , но;
  • клавиатуры терменвокс  ;
  • терменвокс виолончель .

В году Терменвокс внезапно вернулся в Советский Союз . В то время причины его возвращения были неясны; одни утверждали, что он просто тосковал по дому , другие считали, что его похитили советские агенты. Берил Кэмпбелл, одна из танцовщиц терменвокса, сказала, что его жена Лавиния «позвонила, чтобы сказать, что его похитили из ее студии», и что «приехали какие-то русские», и она чувствовала, что его собираются привезти за пределы страны [ исх.  желаемый] .

Спустя несколько лет стало известно, что Термен вернулся на родину из-за налоговых и финансовых проблем в США. Однако, как сообщается, Термен сказал Булату Галееву (физику, художнику и музыковеду), что он решил уйти, потому что он беспокоился о надвигающейся войне. Вскоре после возвращения в Ленинград он был заключен в Бутырскую тюрьму в Москве , а затем депортирован на восемь лет на золотые прииски Колымы под предлогом того, что спланировал с группой астрономов убийство Сергея Кирова во время запланированного им убийства. посещение Полковской обсерватории .

Хотя слухи о его казни были широко распространены, Термен оставался в трудовом лагере только в течение года, а затем зимой 1940 года был переведен в Омск в чарашке (лаборатория, контролируемая тайной полицией в системе лагерей ГУЛАГ ). вместе с Андреем Туполевым , Сергеем Королевым и другими учеными и инженерами. Его заставили работать над другими предметами исследования в области электроники, такими как шпионские устройства или глушители связи: Леон Термен изобрел систему прослушивания Буран (предшественник лазерного шпионского микрофона), используя на расстоянии маломощный инфракрасный луч для обнаружения звуковые колебания в оконном стекле. Берия , глава секретной полицейской организации НКВД (предшественник КГБ ), будет использовать устройство « Буран», чтобы шпионить за европейскими и американскими посольствами ( The Thing ) в Москве. В году Леон Термен получит Сталинскую премию за свое изобретение и эту передовую технологию советского шпионажа и будет реабилитирован в 1956 году .

С 1961 года Роберт Муг создал транзисторную версию терменвокса, многие из которых были проданы и продолжают находить покупателей. Бренд Moog продолжает совершенствовать и производить терменвоксы, в частности, с выпуском Claravox Centennial в конце 2020 — начале 2021 года, представленного французским терменвоксом Грегуаром Бланом .

Что такое терменвокс

Терменвокс нельзя назвать ударным, струнным либо духовым инструментом. Для извлечения звуков исполнителю нет надобности прикасаться к устройству.

Терменвокс – электроинструмент, посредством которого движения человеческих пальцев преобразуются вокруг специальной антенны в колебания звуковых волн.

Музыкальный инструмент позволяет:

  • исполнять мелодии классического, джазового, эстрадного жанра в отдельности и в составе концертного оркестра;
  • создавать звуковые эффекты (птичьи трели, дуновение ветра и прочие);
  • делать музыкальное и звуковое сопровождение кинофильмов, спектаклей, цирковых выступлений.

Терменвокс и музыка

Изначально терменвокс позиционировался самим Львом Терменом как инструмент для исполнения классической музыки. Но с развитием музыкальной культуры его стало можно услышать практически во всех жанрах и стилях.

В 1947 году Гарри Равель выпустил свой альбом «Music of the Moon», где под аккомпанемент джазового оркестра Самюэль Хоффман с помощью терменвокса погрузил слушателя в космические глубины, которые на тот момент казались такими далекими. В будущем Нил Армстронг взял эту музыку с собой, в полет на Луну.

https://youtube.com/watch?v=K1A4mmfjQDg

Не обошли стороной этот удивительный инструмент и всем известные Led Zeppelin — с его помощью они создавали для своих композиций неповторимую атмосферу.

https://youtube.com/watch?v=HQmmM_qwG4k

Терменвокс и другие инструменты, сконструированные на его основе, хорошо вписались во многие направления музыки. Звуки, которые при должной сноровке можно было извлечь из терменвокса, использовались для создания различных эффектов а-ля «ангельское пение», пение птиц или даже ошеломляющего рева мотора.

Из представителей современной музыки можно привести в пример коллектив IWKC (I Will Kill Chita).

https://youtube.com/watch?v=poUzhrca6IA

Неким апогеем популярности этого инструмента стало событие, которое произошло в 2001 году. Неутолимая жажда человечества познакомиться с себе подобными (или, может, совсем не подобными) формами жизни, не утихающая уже достаточно долгое время, заставила ученых отправить послание к далеким звездам с помощью мощного радиотелескопа, находящегося недалеко от города Евпатория.

В одной из частей послания содержалась музыка, которая, по мнению ученых, способна передать эмоциональную составляющую жизни человечества. И музыка эта была исполнена с помощью того самого терменвокса! В путешествие отправился фрагмент из «Времена года» Вивальди, «Вокализ» Рахманинова, романс в исполнении Е. Шашиной «Выхожу я на дорогу» на слова Лермонтова и другие композиции.

На сегодняшний день терменвокс тоже не забыт. Продолжает его популяризировать Петр Термен — правнук Льва Термена. Он же является руководителем школы терменвокса в России и одним из ведущих исполнителей на терменвоксе в мире.

Терменвокс, обладая такой впечатляющей биографией, безусловно, своим звучанием привнес в нашу жизнь долю тайны и загадки, хотя многие люди даже и не подозревают об этом.

Ленин — первый поклонник терменвокса

Выходец из дворянской семьи, физик, инженер и виолончелист Лев Термен изобрел терменвокс в 1919 году в Санкт-Петербурге. Первая публичная презентация фантастического музыкального инструмента прошла в октябре 1921 года на VIII Всероссийском электротехническом съезде, где обсуждали план электрификации России. Присутствовавший на докладе Льва Термена председатель Радиосовета Аким Николаев сообщил о новом изобретении Владимиру Ленину, и в начале 1922 года терменвокс оказался в кабинете председателя Совета народных комиссаров РСФСР в Московском Кремле.

Термен исполнил несколько музыкальных произведений в сопровождении секретаря вождя Лидии Фотиевой, игравшей на фортепиано, а в конце встречи устроил небольшой мастер-класс — управляя руками Ленина, исполнил романс «Жаворонок» Михаила Глинки. Вскоре, по распоряжению руководителя партии, для Льва Термена был выписан специальный мандат для бесплатного проезда по железным дорогам. Для жителей 150 советских городов и сел Термен стал главным пропагандистом электрификации звука. 

Лев Термен

Воспоминания: «Особенно важно было показать, что электричество — это не только механическая бездушная сила, автоматически выполняющая физический труд, но и средство наиболее полного и непосредственного воздействия человека на управление тончайшими нюансами даже музыкальных звучаний. Для этого исполнение на новом музыкальном электроинструменте производилось не механическим способом, как на обычных инструментах, а посредством свободного движения рук и пальцев на расстоянии от инструмента, посредством воздействия на его электрическое поле»

Приложения

О других проектах Викимедиа:

Библиография

  • (en) Альберт Винсет Глински и Анн-Арбор, Терменвокс в возникновении электронной музыки , изд. UMI, 1992.
  • (ru) Альберт Глински, Терменвокс: эфирная музыка и шпионаж , Урбана, Иллинойс, University of Illinois Press, 2000, ( ISBN  0-252-02582-2 ) .
  • (ru) Марк Бренд, Странные звуки: необычные инструменты и звуковые эксперименты в поп-музыке , Сан-Франциско, Backbeat, 2005 г. ( ISBN   ) .
  • (en) Каролина Эйк, Искусство игры на терменвоксе , Берлин, SERVI Verlag, 2006 г. ( ISBN  3-933757-08-8 ) .
  • (en) Т.Дж. Пинч и Фрэнк Трокко, Аналоговые дни: изобретение и влияние синтезатора Moog , Издательство Гарвардского университета, 2009 г. ( ISBN  978-0-674-04216-2 ) .
  • Корали Эхингер и Джимми Вирани, Руководство по инициированию терменвокса , Éditions des Sentiers, 2012 г. (второе издание, исправленное и исправленное в 2014 г.), переведено на английский и японский языки.

Внешние ссылки

  • Музыкальный портал
  • Портал электронной музыки
  • Портал классической музыки
  • Физический портал
  • Портал русской культуры

Основные сведения

Терменвокс (англ. theremin или thereminvox) — электронный музыкальный инструмент, созданный в 1919 русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом.

Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура, и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная — за его громкость.

Для игры на терменвоксе необходимо обладать практически идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента и, поэтому, может фиксировать положение рук относительно него, полагаясь только на свой слух.

Терменвокс предназначен для исполнения любых музыкальных произведений в профессиональной и самодеятельной музыкальной практике, а также для создания различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые могут найти применение при озвучивании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах.

Сам Лев Термен считал, что самое удачное произведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С.Рахманинова.

Существует несколько разновидностей терменвокса, различающихся конструкцией.

В настоящее время существуют как серийные так и мастеровые терменвоксы, а также существуют школы игры на нём.

История терменвокса

Все почему-то уверены, что первый синтезатор звука сделал американец Милтон Бэббит. Как бы не так! Самый первый синтезатор звука, а заодно и вообще самый первый электроинструмент был сделан у нас, в России, когда Милтон Бэббит пешком под стол ходил.

В далеком революционном, а потому голодном, 1919 году российский физик-изобретатель и музыкант Лев Сергеевич Термен изобрел совершенно уникальный революционный электронный инструмент, который считается «отцом» всех современных синтезаторов. На нем пробовал играть еще сам дедушка Ленин! Этот инструмент впоследствии назвали в честь изобретателя — терменвоксом (лат. Thereminvox), т.е. «голосом Термена».

Российский «голос Термена» уникален во всем.

Сразу бросается в глаза его внешний вид: у него нет ни струн, ни клавиш, ни труб, ни мехов. Ничего такого, на чем бы можно было играть. Это всего лишь небольшая коробка, из которой торчат две какие-то странные антенны. И вначале даже совершенно непонятно, как играть на этой «рогозе». Вначале даже закрадываются смутные сомнения: а музыкальный ли это инструмент? Но потом, когда он начинает звучать, сомнения, конечно, отпадают. И, как выясняется, антенны тут вообще главные — левая антенна отвечает за громкость звука, а правая — за высоту звука.

Чтобы играть на терменвоксе, не нужно бацать по клавишам, не нужно куда-то дуть, не нужно смычком водить туда-сюда. От него, как и от России, надо держаться на некотором расстоянии. Музыка начинает звучать, если приближать и отдалять руки от антенн. У него нет грифа, нет ладов и не видно — где «фа», а где «соль». Поэтому для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, ибо все на глазок.

При этом, это самый обычный электронный прибор, работающий на вполне физических принципах.
 

https://youtube.com/watch?v=w5qf9O6c20o

Аппарат состоит из двух высокочастотных генераторов электромагнитных колебаний. Один генератор производит неизменные частоты, а другой — переменные. Разность этих частот и дает звук. Когда музыкант делает пасы перед антеннами, то он меняет тем самым емкость колебательного контура и частоту звука.

Кстати, именно на этом принципе работают и некоторые другие изобретения Льва Термена: автоматически открываемые двери в магазинах и различные охранные сигнализации, которые реагируют на приближение к ним человека. Такими сигнализациями Термена раньше были оборудованы Кремль, Эрмитаж, некоторые зарубежные музеи, а также знаменитая американская тюрьма Алькатрас. И мы можем с гордостью говорить, что наш отечественный терменвокс — это единственный в мире музыкальный инструмент, который помогает ловить преступников!
 

Ныне существует множество зарубежных фирм, выпускающих этот легендарный российский электроинструмент. Однако среди музыкантов наиболее ценится терменвокс «Etherwave», изготовленный фирмой знаменитого Робетра Муга (Moog) (см. фото). Вообще наш революционный инструмент так понравился на Западе, что его продают даже в виде детского конструктора. За границей давно существуют специальные школы, обучающие игре на этом непростом русском агрегате.
 

«Голос Термена» использовали в своем творчестве знаменитые рок-музыканты: Pink Floyd, Led Zeppelin, Space, Beach Boys, Linkin Park, Sting, Depeche Mode и Jean Michel Jarre. На нем играли и наши группы — «Аквариум», «Пикник» и «Сплин». А «космические» звуки, издаваемые терменвоксом, можно услышать в различных наших и забугорных фантастических фильмах. Впрочем, для терменвокса писали музыку и такие серьезные композиторы, как Иосиф Шиллингер, Дмитрий Шостакович, Альфред Шнитке и Дмитрий Кабалевский.

Вот, например, на видео француз Жан-Мишель Жар играет на российском терменвоксе во время концерта в Барселоне. Совершенно феерическое зрелище!
 

https://youtube.com/watch?v=L3CVgLBxa6g

Схем терменвокса очень много и все они не очень сложные, но мы приводим самую простую из них, чтобы каждый наш читатель смог смастерить для себя или музыкальный инструмент, или автосигнализацию (см. схему). Кому что нужно.
 


 

Музыка формул

Документальный фильм Алексея Михалева.Телеканал “Россия-24”, 29 октября 2016 г.

Лев Термен – выдающийся русский ученый, изобретатель первого в мире электронного музыкального инструмента терменвокс, создатель прообраза современного телевидения. В 2016 году ему исполнилось бы 120 лет.

Жизнь его была долгой и насыщенной на события: десятки патентов на изобретения, долгая жизнь в США, дружба с Альбертом Энштейном.

Принцип работы Терменвокса

Ты удивишься узнав, как он работает, ведь этот инструмент не имеет ни клавиш, ни струн, присутствуют только две антенны. Его не зря частенько характеризуют, как самое фантастическое устройство для извлечения звука. Еще называют волшебным, и это оправданно. Владеющий им музыкант выглядит так, будто он владеет не музыкой, а магией. Только представь, что музыкант словно волшебник, благодаря взмаху рук дает начало музыке. Водя руками около антенн, не прикасаясь к ним, меняет частоту и громкость инструмента, именно благодаря этим движениям появляется музыка. С помощью  электрических импульсов звучание и интонации музыки, ноты получаются тонкими и чувственными. Свое создание разработчик впервые представил на VIII Всероссийском электротехническом съезде в 1921 г.