Глиссер своими руками. проект гоночного глиссера класса r2

Универсальный аппарат

Аэролодка может использоваться не только для передвижения по воде. Некоторые умельцы вполне справились с задачей создания небольшой «амфибии», которую можно использовать для передвижения не только по воде, но и по льду. Если говорить о характеристиках получившегося транспорта, то его скорость (с пассажирами) по твердому покрытию составляет до 90 км/ч, а по воде до 45 км/ч.

Базой для создания такой амфибии послужила мотолодка «Янтарь». Основным отличием от обычных аэроглиссеров (кроме того, что он движется и по твердой почве) стало то, что в качестве передатчика от редуктора к воздушному винту используется клиноременной вариатор от снегохода. Именно это и послужило основным отличием и возможностью создать самый настоящий вездеход.

Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по аэролодкам и аэродвижителям :

-Какие двигатели используете ?

Мы предлагаем следующие варианты:

Аэродвижители на базе четырехтактных двигателей широкого применения Honda и аналогов: Lifan, Zongshen, Greenfield мощностью 7, 9,15 лошадиных сил. Двигатели характеризуются сравнительно невысокой ценой, широкой доступностью, экономичностью, но при этом имеют довольно большой вес.

Более эффективным, но и более дорогим решением являются установки на базе двигателей РМЗ-250 и РМЗ-500 мощностью 25 и 50 л.с. Еще одним возможным вариантом являются двигатели от зарубежных парамоторов – они легкие, мощные, но крайне дорогие и имеют ограниченный моторесурс.

-Какой выбрать аэродвигатель на лодку длиной 3 метра (или иной другой)? Какая скорость будет на лодке (марка лодки, размеры)?

Ответ: Выбор двигателя зависит от требований Заказчика к динамическим характеристикам лодки и бюджета.

Если легкая лодка и небольшая загрузка, важна компактность и вес установки, устраивает скорость порядка 10-15 км/ч, то оптимальным является мощность двигателя 7 л/с (например «Лайт» вариант с поворотной конструкцией и двигателем Greenfield PRO-7.0HP (GX210))

Промежуточным вариантом является двигатель 9 л.с., который обеспечивает выход на глиссер легких лодок и скорость для них 20-25 км/ч.

Аэродвижитель 15 л.с. (например установка Z-2 с двигателем Lifan 190) разгоняет легкую алюминиевую лодку с одним человеком до 30-35 км/ч.

Двигатели на базе РМЗ обеспечивают высокие динамические характеристики – с двигателем РМЗ-500 ПВХ лодка разгоняется свыше

50 км/ч даже с грузом и пассажирами.

Реальная скорость лодки Заказчика сильно зависит не от длины а от ее гидродинамических характеристик – как правило, лодки с малой осадкой и широким и плоским дном легче выходят на глиссер. Скорость на воде до выхода на глиссер примерно соответствует движению с подвесным мотором в 1.5 раза меньшей мощности.

-Пойдет ли лодка по льду и снегу?

Ответ: По льду практически с любым движком (первый опыт был даже с двигателем 4 л.с.), по снегу – сильно зависит от коэффициента трения и рыхлости снега. Практика показывает, что ПВХ лодка с защитным скользящим покрытием и движителем 15 л/с. идет нормально по не совсем рыхлому снегу. Отличный вариант -Z1 winter-зимний вариант в комплекте с санями.

— Почему такие большие сроки изготовления?

Ответ : малое количество квалифицированных работников.

Предоплата берётся только в том случае, если мы полностью уверены в выполнении заказа в срок или чуть раньше.

-Как заказать аэродвижитель?

Самовывоз с оплатой по факту или доставка транспортной компанией по предоплате.

Сборка самодельного аэрографа

Если вы хотите правильно собрать самодельный аэрограф своими руками. Вам необходимо действовать по следующему алгоритму:

  • Вынуть стержень (пасту) и полностью очистить его от красящей пасты, остатки которой непременно сохраняются внутри, даже когда ручка перестает писать. Предварительно необходимо извлечь из стержня наконечник ручки, на котором находится пишущий шарик.
  • Тщательно промыть стержень от ручки теплой водой, растворителем и спиртосодержащей жидкостью. Он должен стать абсолютно прозрачным и чистым.
  • Взять медицинский шприц на 20—30 кубов и размягчить его кончик (в который обычно вставляется иголка) методом температурной обработки. Тут вам как раз и пригодится зажигалка (перегревать шприц, однако, не следует, чтобы не потек пластик). Сделать это также можно при помощи любого другого источника тепла.
  • Пока носик шприца остается нагретым, его необходимо расширить при помощи шила до таких размеров, чтобы в него мог войти извлеченный стержень от шариковой ручки.
  • Сделать в пробке из-под бутылки с вином небольшое отверстие глубиной примерно в 15 миллиметров. При этом его горизонтальная и вертикальная стенки должны образовывать прямой угол. Ширина выемки должна составлять примерно два сантиметра, а высота — полтора.
  • Разметить пробку при помощи маркера и вырезать неиспользуемые ее фрагменты при помощи канцелярского ножа. При этом высота пробки должна быть уменьшена так, чтобы от ее нижней стенки до горизонтальной грани проделанной ранее выемки оставалось расстояние в 1 сантиметр.

Аэрограф своими руками

  • После этого необходимо сделать в оставшейся части пробки пару сквозных отверстий с разным диаметром. Через вертикальное будет проходить стержень шариковой ручки, а через горизонтальное — ее корпус. Данные отверстия лучше для начала проделать при помощи шила, а потом просверлить заранее подготовленной дрелью со сверлом соответствующего диаметра.
  • Отверстие в нижней части внешнего корпуса шариковой ручки, как правило, уже, чем необходимо, а потому его нужно будет сделать немного шире. Для этого вам потребуется наждачная бумага. Тереть нужно до тех пор, пока диаметр не увеличится до 3 миллиметров.
  • Продеть корпус шариковой ручки через горизонтальное отверстие в пробке. При этом кончик должен лишь немного из нее выглядывать.
  • Продеть стержень авторучки через вертикальное отверстие и подвести его верхнее окончание к отверстию в авторучке (должно лишь немного его перекрывать).
  • По сути, теперь главный рабочий узел вашего самодельного аэрографа можно считать полностью готовым. Нужно лишь отрегулировать длину стержня так, чтобы она соответствовала высоте той емкости, в которой будет храниться краска. Нужно сделать так, чтобы стержень ни в коем случае не соприкасался с дном данной емкости. Если он будет немного длиннее, чем сам флакон с краской — это не беда. Его можно в любой момент обрезать ножом.
  • Сделать в пластмассовой крышке заготовленного стеклянного флакона отверстие, которое будет такого же диаметра, как и стержень авторучки.

Аэрограф в домашних условиях Стержень нужно будет просунуть в это отверстие и обеспечить фиксацию водоотталкивающих клемм. При этом лучше всего пользоваться именно термоклеем, потому как именно он обеспечит должную фиксацию и будет гарантией абсолютной герметичности соединения. Если такой клей найти не удалось, то сойдет и «Момент». На этом самодельный аэрограф можно считать готовым к работе.

Образование: среднее специальное. Специальность: автослесарь. Профессиональная диагностика, ремонт, ТО легковых авто зарубежного производства 2000-2015 г.в. Большой опыт работы с Японскими и Немецкими авто.

2 комментария

  • Док says: Виталий Петрович. Процесс изготовления аэрографа изложен до такой степени запутанно и не понятно, что комментариев и вопросов у народа не будет. Да и приложенное фото информации не добавляет. Дали бы нормальный чертеж с короткими комментариями и все..
  • Василий says: Самодельный на сколько атмосфер расчитан, не порвет его, краска туманом будет ложиться?

Шкивы для аэролодки

Следующими элементами являются два шкива. Один из них будет ведущим, а другой ведомым. Эти две детали также являются основными для сборки аэроглиссера своими руками. Вытачиваются шкивы из такого материала, как дюралюминий. После этого они подгоняются и подвергаются такой операции, как твердое анодирование. Первую деталь, то есть ведущий шкив, необходимо крепить к маховику, используя заклепки. Чтобы произвести монтаж второго шкива к двигателю, придется на его переднюю часть поместить плиту-проставку, изготовленную из стали толщиной 5 мм. На данной пластине необходимо установить консольную ось ведомого шкива. Он будет вращаться на оси, используя для этого два подшипника шарикового типа 204 и один 205. Между этими элементами располагаются дистанционные втулки, также изготовленные из дюралюминия.

Стапель

Чтобы построить аэроглиссер своими руками, обязательно понадобится это приспособление. Он представляет собой тщательно выровненную доску, толщина которой составляет не менее 60 мм. Используется она для того, чтобы делать на ней пропилы глубиной до 20 мм. В полученные углубления вставляются нижние шаблоны профиля лопасти винта.

Стапель вытачивается из нескольких деталей. Его основа — это центральный стержень, который изготавливается из таких материалов, как сталь или же дюралюминий. Диаметр стержня определяется отверстием в ступице винта. Они должны соответствовать друг другу. Полученный стержень располагается точно в центре и строго перпендикулярно доске стапеля.

Аэровездеходы с воздушно-винтовым движителем

Аэроглиссер нового поколения

Необычный дизайнАэроглиссер нового поколения представляет собой экономичное, высокоскоростное амфибийное транспортное средство

и предназначен для перевозки пассажиров и небольших грузов, для активног отдыха и работы в условиях отсутствия дорог.

Подробней

Аэролодки Пиранья

Манёвренность и скорость Технические характеристики: Грузоподъемность max, кг: 800 Грузоподъемность max на глиссировании, кг: 400 Двигатель: РМЗ 500 Мощность: 51 л.с. V двиг .

Подробней

Аэроглиссер Кейс 600

Отличный трёхместный вариант Кейс 600- самая мощная модификация аэроглиссеров, вместимотью до 3-х человек, имеет мощность 65 л.с и оснащена двигателем Rotax-582. У этих аэроглиссеров складной корпус. В сложенном …

Подробней

Аэролодка АНАКОНДА

Популярная модель «АНАКОНДА» идет дальше, чем любой внедорожник, ведь ее дороги – это реки, по которым можно добраться в самые глухие, самые труднодоступные места. По горным рекам она стремитель …

Подробней

Аэроглиссер Шаг с кабиной

Закрытый жёсткий кузов Технические характеристики вездехода: Двигатель Subaru EJ-25T Скорость по воде 45 км/ч Скорость по снегу 80 км/ч ..

Подробней

Видео Аэроботов (глиссеров и лодок)

Подборка интересных видеороликов Заглавная картинка для категории, где собраны видеоролики с аппаратами, построенными своими руками, использующими в качестве движителя воздушный винт. Обзор разнообразных конструкций.

Подробней

Аэролодка Анаконда мощностью 51 л.с.

Большой грузоподъёмности Технические характеристики вездехода: Габариты: длина, ширина, высота 4,95*2,1*2,3 Грузоподъемность максимальная, кг 800 Грузоподъёмность на глиссировании, …

Подробней

Изготовление «кораблика» своими руками

Изготовление «кораблика» своими руками Так как в продаже эта снасть практически не встречается, рыболовы-любители делают кораблик для рыбалки своими руками.

Для изготовления кораблика необходимо взять обыкновенную дощечку длиной 40см, шириной 15-20см и толщиной 1,5-2см. Дощечку следует несколько раз обработать олифой и хорошо просушить. После этого рекомендуется окрасить ее для увеличения влагостойкости обычной масляной краской не слишком яркого цвета. Окрашенная дощечка будет хорошо заметна на фоне воды.

Затем нам потребуется свинцовая пластина. Ее можно отлить из свинцовой оплетки электрокабеля или из листового свинца. Пластину крепим к длинной торцевой части дощечки обычными саморезами. Свинцовую пластину нужно подобрать с таким расчетом, чтобы дощечка погружалась в воду на 10-12см по своей ширине, то есть плавать она у нас будет в положении «стоя на ребро».

Далее на каждой длинной стороне дощечки нужно закрепить по два колечка, а к ним привязать отрезки капронового шнурка. Длину шнурков подберите так, чтобы они сошлись на середине. Затем все 4 шнурка скрепляют между собой при помощи центрального кольца. К этому центральному кольцу будет крепиться основная леска-буксир диаметром 0,3-0,4мм и длиной 35-50м. Для большего удобства буксирную леску наматывают на спиннинговую катушку среднего размера.

Самое время заняться монтажем поводков с крючками. Для поводков обычно выбирают леску меньшего диаметра, а их длину лучше всего сделать различной (примерно от 25см до 2,5м). Поводки удобнее крепить на часть основной лески, которая располагается ближе к кораблику.

Насадив на крючки различные насадки (желательно использовать несколько видов насадок), спускают кораблик на воду. Ветер или течение, как правило, относят кораблик от берега к местам стоянки крупной рыбы.

Поклевку определяют по колебанию кораблика, после чего делают резкую подсечку.

Вот такой нехитрый кораблик для рыбалки своими руками делается довольно просто, и занимает свое почетное место в арсенале любого рыболова-любителя.

Как сделать аэроглиссер своими руками

На сегодняшний день активных отдых, рыбалка и прочие занятия, связанные с передвижением по мелководью, довольно распространены. Однако большие лодки не только проходят такие отрезки пути с трудом, но и стоят довольно дорого. Именно поэтому многие прибегают к тому, что изготавливают необычные плавсредства самостоятельно. Как сделать аэроглиссер своими руками? Чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определиться, что это такое. Судно, которое перемещается при помощи воздушного винта или самолетной турбины, — это и есть аэроглиссер (аэролодка). Этот тип транспорта очень подходит для перемещения по мелководью, так как его движущая часть (двигатель, турбина и т.д.) находятся над водой. Поэтому глубина водоема роли не играет. Вторая особенность заключается в том, что габариты такого средства передвижения довольно скромные, что увеличивает его преимущество.

Корпус для аэролодки

Чтобы создать рабочий самодельный аэроглиссер, необходимо немало времени уделить созданию корпуса. Это основной элемент, который является довольно объемным, если изготавливать его целиком. По этой причине специалисты рекомендуют делить его на две составные части – верхнюю и нижнюю. Начинать сборку этих двух элементов лучше с нижней части. Для этого необходимо вырезать из фанеры, толщина которой не менее 12 мм, формообразующие шпангоуты. Чтобы подготовить такие составные части, как кили и стрингеры, используются рейки с размерами 20х20, 30х20 или 30х30 мм. Осуществлять сборку каркаса нижней части лодки нужно на ровном полу. Перед тем как приступить к процессу формирования нижней части, нужно отметить ее диаметральную плоскость, а также пометить места, где будут располагаться шпангоуты.

Как сделать снасть «Кораблик» своими руками

Как только приходит весна, и появляются первые насекомые, они тут же становятся главным кормом для рыбы. Это кузнечики, пауки, мухи, оводы, мотыльки и прочие. Но чтобы поймать рыбу на такую наживку, ее еще нужно правильно преподнести. Так как рыба питается в верхних слоях воды, к ней нельзя близко подойти, так как она сразу же замечает рыбака и скрывается.

При рыбалке на реке с хорошим течением для этих целей никак нельзя лучше подойдет такая снасть как кораблик. Она позволяет доставлять приманку практически на любое расстояние от берега без малейшего шума. При этом удается ловить даже такую осторожную рыбу как язь, жерех и голавль.

Пару слов о том, как работает эта снасть Многие рыбаки задаются вопросом, как же эта снасть умеет так мастерски отдаляться от берега. На самом деле здесь все просто и это обычное физическое явление. В первую очередь снасть должна быть плавучей, поэтому ее изготавливают из дерева или пенопласта. А секрет, почему же кораблик плывет, кроется в его геометрии. За счет углов на бортах кораблика (или это может быть руль) течением создается давление воды, оно то и толкает кораблик от берега. Если кораблик развернуть на 180 градусов, то он наоборот будет плыть к берегу.

Ловить при помощи кораблика можно и с лодки. Важным моментом здесь является наличие течения. И чем сильнее будет течение, тем дальше кораблик сможет заплыть. Также такой кораблик может плыть при наличии волн.

Материалы и инструменты: — две дощечки, 12 и 14 см (желательно бук или дуб);— линейка;— две шпильки с гайками диаметром 6 мм;— строительный кронштейн;— дрель;— шурупы;— две свинцовые пластины для огрузки.

Шаг второй. Соединение бортовНа следующем этапе в обеих досках следует просверлить по два отверстия. Лучше всего положить одну доску на другую и просверлить таким образом отверстия. В этом случае они будут симметричны, и кораблик будет ровным. Для соединения бортов автор использовал шпильки

Важно, чтобы диаметр шпилек четко совпадал с диаметром сверла или сверло было даже немного меньше. В этом случае не будет люфта в соединении, и конструкция будет крепкой

Далее в обе доски вставляется шпилька и с обеих сторон наворачиваются гайки

При соединении досок важно, чтобы срезы на их торцевых частях смотрели в одну сторону. Это рули корабля

Также на этом этапе нужно просверлить еще одно отверстие и прикрепить кронштейн. Он будет крепиться при помощи болта и гайки. Именно за него впоследствии кораблик будет привязываться.

Шаг третий. Огрузка корабликаКораблик обязательно нужно огрузить, иначе он не будет работать должным образом. Нужно добиться того, чтобы из воды было видно не более 2-3 см кораблика. Для огрузки можно использовать свинцовые пластины. Они крепятся к торцевой части бортов при помощи саморезов, гвоздей, шурупов или клея.

Шаг четвертый. Запуск корабликаЛучше всего отправлять кораблик путь при помощи старого спининга из дюралюминия, а в качестве катушки отлично подходит «невская». Леска используется монофильная диаметром 0.3 см, а длина может быть порядка 150 метров. Леска привязывается к кронштейну, отлично для этих целей подходит карабин с вертлюжком.

Далее, на расстоянии порядка 5-6 метров от кораблика можно вязать поводки, их дискретность должна быть 2.5 м.Длина первого поводка должна быть в пределах 35 см, а второго 50 см. Длина поводков регулируется в зависимости от того, какова высота берега в месте ловли. Что касается крючков, то здесь уже зависит от рыбы, в среднем это 7-8 номер.

Как ловить при помощи корабликаНа крючки следует насадить мух, жуков или же наживку можно заменить искусственными мушками. Далее нужно подойти к реке и опустить кораблик в воду. Сразу же после небольшого натяжения судно начнет отплывать. Теперь останется лишь отматывать леску, пока кораблик не отплывет на нужную дистанцию от берега.

Поклевка определяется визуально, также она ощущается как удар на спиннинге. Сделав подсечку, можно приступать к постепенному вываживанию

Чтобы привлекать внимание рыбы, наживку нужно периодически поднимать с воды, а затем опускать

Для успешной рыбалки останется лишь правильно определить место стоянки рыбы и преподнести ей наживку. Источник

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

http://fishelovka.ru/gear/poverhnostnaja-lovlja-ryby-na-korablikhttp://ryba-lka.ru/lovlya-na-korablik-izgotavlivaem-korablik-v-domashnix-usloviyax/http://usamodelkina.ru/6246-kak-sdelat-snast-korablik-svoimi-rukami.html

Салон

Кресла для пассажиров и водителя делаются из древесных реек и фанеры. Каркас наполняется поролоном и обшивается кожей. Можно пойти и другим путем — взять готовые сиденья с какой-либо иномарки или даже отечественного автомобиля. На этом этапе вопрос «как изготовить аэролодку своими руками» можно считать закрытым. Все остальные мелочи в салоне обустраиваются по своему вкусу, здесь главное — иметь фантазию и энтузиазм.

Итак, мы выяснили, как изготовить аэролодку своими руками. Успехов!

Перед вами чертеж простой модели с электромоторчиком и пропеллером. Настоящие лодки такого типа используются на мелких реках, где обычный судовой винт можно повредить. Для изготовления модели использован популярный материал — пенопласт. Он очень легкий и хорошо обрабатывается. Его можно резать терморезаком (см. «М-К» № 3, 1978, стр. 47), а также лобзиком, ножовкой или острым тонким ножом. Обработку заканчивают рубанком или лезвием от безопасной бритвы и стеклянной шкуркой. При склеивании или окраске нельзя применять вещества, содержащие ацетон или нитрорастворитель, так как они портят пенопласт.

Сначала вычертите модель в натуральную величину. Затем переведите через копирку детали 1, 4, 8, 9, 10 на столярную фанеру толщиной 3-5 мм, выпилите их лобзиком и отшлифуйте стеклянной шкуркой. Из пенопласта толщиной 50 мм вырежьте два бруска размерами 390X90 мм. Обозначьте на обеих половинах вырезы для кокпита и батарейки, как показано на детали 9, и вырежьте их. К детали 9 прикрепите винтом М3 с гайкой руль 11, вырезанный из алюминиевого (толщ. 1 мм) или медного (толщ. 0,5 мм) листа. Приклейте клеем БФ-2 или ПВА оба бруска по обеим сторонам детали 9 и прижмите их друг к другу. Чтобы не повредить при этом края брусков, приложите к боковым стенкам по дощечке из мягкого дерева размерами 10X50 мм. Для стягивания можно применить резиновую нить, столярную струбцину и т. д.

Когда клей высохнет, сделайте вырезы в носу и корме и приклейте детали 1 и 10. Переведите на картон половины верхней и боковой проекций контура корпуса. Затем вырежьте их и очертите мягким карандашом на модели. Теперь, положив корпус лодки на твердую подставку, придайте ему требуемую форму, следя за тем, чтобы обе половины были симметричными. После этого оклейте корпус тонкой бумагой (можно газетой). Окрасьте оболочку в основной цвет, предварительно зашпаклевав неровности, после сушки отшлифуйте, положите еще слой краски. Окончательное покрытие выполняется синтетической эмалью. Краски рекомендуем брать контрастных цветов, например, белую с красной, белую с синей и т. д.

Боковые стенки каюты (деталь 3), правую и левую, и переднее окно (деталь 2) вырежьте из плотной бумаги, согните, как показано, и перед склеиванием вложите кусочек тонкого целлулоида, имитирующий стекла иллюминаторов. Сиденье сделайте из пенопласта и перед тем, как вклеить в кокпит, окрасьте в алый цвет и его, и наружные части каюты. Пол оклейте черной бумагой или куском обоев, имитирующих дерево. Закрепите руль.

В верхнюю прорезь пилона вклейте подставку мотора (деталь

Рычажный выключатель удобнее разместить на пилоне под подставкой моторчика. Включив моторчик, проследите, вращается ли он в нужную сторону: струя воздуха должна уходить за корму лодки. Если это не так, то направление вращения моторчика можно изменить, поменяв концы провода на контактах. Батарею надо закрыть крышкой (деталь 4), один конец которой вставляется под пилон, а другой закрепляется шплинтом из проволоки Ø0,8 мм, вставленным в отверстие детали 9. В передней части крышки просверлите два отверстия Ø1 мм и вставьте в них скобу, тоже из проволоки Ø0,8 мм, для удобства открывания крышки при смене батарейки.

Любителям мастерить различные «игрушки» на пульте управления, вероятно, будет очень интересно, как сделать аэроглиссер своими руками. Этот катер, который реально собрать самостоятельно, будет прекрасным подарком ребенку или подспорьем на рыбалке.

Аэросани для рыбалки

Оптимально, если они будут:

  • Иметь положительную плавучесть
  • Иметь съёмный движитель с возможностью переставить его летом на лодку

Если аэросани могут использоваться как полноценная лодка, то снимать двигатель на летний период нет необходимости.

В основном аэросани делают любители рыбалки в сельской местности, живущие рядом с большими водными просторами. Использовать их рациональнее всего в весеннее время по чистому льду, когда покрытие снега на нём минимально. Здесь весьма веские доводы в пользу того, чтобы отказаться от классической лыжной конструкции, а на днище использовать классическое для глиссеров трёхрёберное.

Рёбра жёсткости при этом делают усиленными, чтобы они могли выполнять функцию коньков. Когда на льду будет вода, это облегчит движение. Аэросани при этом будут выходить на почти полноценный режим глиссирования, снижая сопротивление среды. Летом такой корпус будет полноценной лодкой, у которой высокие мореходные качества — преодоление мелких подтопленных кос и порогов на реке не будет для неё такой проблемой, как для обычной моторной лодки.

Однако использовать «Казанку» или старенький «Прогресс» для таких вещей нежелательно. Дело в том, что их днище обладает недостаточной прочностью. Да и амортизация при этом будет страдать. А от жёстких ударов днище ещё более будет разваливаться. Конструкция большинства современных аэросаней и аэролодок для рыбалки предполагает наличие жёсткого днища, которое имеет надувную палубу с поликом. Тем самым происходит гашение ударов при движении. Другие конструкции следует признать не слишком пригодными.