Чем заделать трещину в шифере на крыше: делаем ремонт шифера своими руками

Замена шифера — продлеваем жизнь кровле на десяток лет

При долгой эксплуатации или повреждениях требуется замена шифера. Причем сменить его можно частично или целиком. Зависит это от уровня проблемы. Подробнее об этом расскажем в статье.

Проблемы шиферной кровли ↑

С чего начать реставрацию старого покрытия

Несмотря на то, что шифер отличается долговечностью и надежностью, при его эксплуатации могут возникать некоторые проблемы. Так, из-за хрупкости материала появляются сколы, трещины и другие повреждения. Образуются они по различным причинам.

  • Из-за не аккуратной перевозки и укладки, вследствие чего материал повреждается. Если дефекты были обнаружены не сразу, то позже они проявятся на кровле.
  • Шиферная кровля может повреждаться из-за хождения по ней людей.
  • Из-за слишком маленьких отверстий под крепежные элементы. По технологии они должны иметь больший диаметр, чем гвозди или шурупы.
  • Из-за резких перепадов температур. Вследствие этого может нарушиться целостность некоторых листов.
  • Из-за сильного давления гвоздей и прочих крепежных элементов. Нельзя прибивать их слишком плотно.
  • Из-за нарастающего лишайника и мха, которые постепенно приводят к разрушению шифера. Но обычно это происходит в течение долгого срока эксплуатации.

Советы профессионалов по ремонту шиферной кровли ↑

Гидроизоляция волнового шифера

Производиться ремонт может несколькими способами. Если имеется небольшая трещина или дыра, то достаточно ее замазать и наложить заплатку. Используются при этом специальные составы.

Но перед тем как их наносить, важно как следует очистить и обезжирить отделываемое основание. Потом можно дополнительно обработать участок ПВА клеем или грунтовкой

В том же случае, когда имеется серьезное повреждение на определенном месте, а остальная кровля в пригодном состоянии, то необходимо заменить лист шифера лишь на этом участке.

Как правило, это нужно тогда, когда кровля постарела и является непригодной для дальнейшего использования. Иногда производится замена шифера на профнастил.

Но во многих случаях просто укладывают новые шиферные листы вместо старых.

Мастика «гипердесмо» и каучуковая лента или чем заделать трещину? ↑

Для заделки маленьких трещин можно использовать специальный состав, приготовленный из: ПВА клея, воды, асбеста, цемента. Замазывается трещина достаточно просто. Сначала участок очищают и обезжиривают. Далее место обрабатывают грунтовкой. Потом наносят состав толщиной не более 3 мм.

При этом все работы должны производиться в сухую и теплую погоду. Таким образом смесь будет высыхать естественным образом. Также в качестве ремонтного состава может применяться «Гипердесмо». Это гидроизоляционная мастика. Она обеспечивает более качественную заделку, чем предыдущий состав.

Некоторые хозяева придумали свой способ, при котором ремонт кровли производится достаточно эффективно. Для этого участок также очищается и обезжиривается. Далее трещина заделывается при помощи монтажной пены. После того как она высушится, вторым слоем наносится герметик. Ну а потом, все это покрывается смолой. Такая «трехслойная заплата» обеспечивает защиту от промокания.

https://youtube.com/watch?v=ZmjYQfGTlAM

Если работы все-таки проводятся зимой, то для обогрева используют паяльную лампу или газовую горелку.

Также может возникнуть вопрос — как заделать дыру в кровле? Для этого применяется лента бутил-каучуковая. Изготовлена она из нетканого материала, потому может окрашиваться в любые цвета. Таким образом, заплата просто не будет видна на поверхности крыши.

А кровля с таким ремонтом прослужит еще десяток лет. Наносить ее достаточно просто. Сначала нужно очистить и обезжирить поверхность. Достаточно использовать для этого бензин, уайт-спирит, ацетон. Затем необходимо приклеить ленту.

Помимо ленты для заделки дыр применяется: кусок рубероида, герметик силиконовый, жидкий пенопласт и др.

Ремонт шифера — полностью меняем покрытие ↑

При долгой эксплуатации часто необходима полная смена покрытия. Для этого сначала производят демонтаж старого шифера. И убирают не только листы кровли, но и аккуратно снимают все крепежные элементы. Далее осматривают стропильную систему.

На ней не должно быть следов от гнили и плесени. Если таковые участки имеются, то данные элементы нужно заменить на новые. Не пренебрегайте этим вопросом! Если оставить гнилые и некрепкие участки, то ваша новая кровля может потом провалиться.

Далее действуют по той же схеме, что и при монтаже обычного шифера. Укладывают материалы гидро- и пароизоляции. Также можно сделать и теплоизоляцию. Потом приступают к монтажу листов. Укладывают их методом «внахлест» одной волны на предыдущую.

Особенности ремонта шиферной кровли в зимний период

Плановый ремонт шиферной кровли зимой обычно не проводят. При выявлении серьёзных повреждений устранить их можно и в зимний период, но надо учитывать определённые нюансы. Если надо заменить лист, то зима не будет помехой, главное, чтобы в этот день не шёл снег.

Основные недостатки проведения ремонта крыши в зимний период:

  • короткий световой день, поэтому времени на выполнение работ будет меньше, чем летом;
  • низкая температура и снег значительно усложняют проведение работ;
  • практически невозможно работать с ремонтными составами, особенно с битумом.

Если возникла необходимость отремонтировать шиферную крышу зимой, надо придерживаться таких правил:

  • перед началом выполнения любых работ на крыше её надо очистить от снега и наледи;

    Перед началом ремонта крышу надо очистить от снега и льда

  • если используется краска, мастика или другие ремонтные составы, тони должны обязательно быть морозоустойчивыми;
  • если материал предназначен для использования при любых температурах, всё равно работать на крыше при температуре ниже -20°C не рекомендуется;
  • перед началом проведения работ надо ознакомиться с прогнозом погоды. Если обещают снегопады, то необходимо отложить ремонт;
  • если снегопад начался во время проведения работ, все открытые места следует закрыть плёнкой, поэтому её надо приготовить заранее.

При работе на крыше надо всегда использовать страховку, особенно это актуально в зимнее время.

https://youtube.com/watch?v=3i-5goi7ObM

https://youtube.com/watch?v=wA9Z7mrtowU

https://youtube.com/watch?v=gqBJxFn-nE8

Ремонт шиферной крыши мастикой

Протекающая шиферная крыша

Это метод не требует нагрева, что считается одним из преимуществ. Для ремонта понадобится резино-битумная мастика, кисточка и полимерная сетка.

Битумная мастика и сетка

Инструкция рекомендует наносить один слой толщиной примерно 1 мм, но для повышения надежности лучше сделать 2–3 слоя. Работать надо только при сухой и теплой погоде.

Шаг 1. Тщательно очистите место протечки, желательно пользоваться металлической щеткой. Шиферную пыль потом надо сдуть или убрать чистой малярной кисточкой.

Трещина в шифере

Шаг 2. Отрежьте кусок пластиковой сетки, уложите ее на трещину. Намажьте первым слоем мастики. Работайте аккуратно, тщательно втирайте мастику в поверхность шифера. Помните, что именно от степени адгезии первого слоя во многом зависит надежность и долговечность заплатки.

Нанесение мастики поверх сетки

Шаг 3. Дайте время для полимеризации мастики, в зависимости от погоды и вида материала для этого понадобится 3–4 часа.

Шаг 4. После того как первый слой полностью высох, можно наносить второй слой. Технология работ ничем не отличается от вышеописанной.

Важно. Размеры мастики по периметру второго слоя должны на 1–2 см превышать размеры первого, это позволит повысить герметичность верхнего самого проблемного стыка заплатки и шифера. Если будете наносить третий слой, то и его площадь рекомендуется немного увеличивать

Если будете наносить третий слой, то и его площадь рекомендуется немного увеличивать.

Профессионалы советуют последний слой мастики накрывать плотной тканью для защиты материала от ультрафиолетовых лучей. Это дает возможность улучшить условия эксплуатации мастики и, соответственно, увеличить время эксплуатации кровельного покрытия.

Почему появляются трещины

При всех замечательных достоинствах, у шифера сохраняется невысокая стойкость к механическим нагрузкам. Хотя покрытие достаточно хорошо переносит солнечный ультрафиолет и повышенную влагу, их длительное воздействие ослабляет исходную прочность. Со временем структура материала становится более уязвимой, и при резких перепадах температур или при падении веток в листах возникают продольные или поперечные трещины. Сказывается и ветровая нагрузка, давление зимних пластов снега, отчего прочный гребень волны начинает проседать, обнажая шляпки гвоздей. Если не заделать появившиеся дефекты, то они будут постепенно расширяться.

Конечно, лучше полностью заменить повреждённое покрытие. Но если такой возможности нет, то мелкий ремонт становится единственным способом устранения протечек и защиты строения от разрушающей влаги.

Причина возникновения трещин и сколов

Основной причиной, конечно же, является обыкновенное «старение» кровельного материала и использование его свыше положенного срока эксплуатации. Хотя, есть определенная доля вероятности, что дефекты проявятся до окончания этого срока, если:

  • материал изготавливался с нарушением технологии производства
  • использование коротких асбестовых волокон
  • некачественная постобработка листа

Нередко производители в погоне за прибылью искусственно занижают период затвердевания и доводки листов (от положенных 28 суток), что приводит к неизбежной хрупкости.

Часто причиной сколов и трещин является неправильно выбранный угол наклона скатов шиферной крыши или ошибки в укладке листов, вызвавшие дополнительное напряжение.

Использование в качестве крепежа обычных гвоздей, вместо шиферных (со специальной резиновой прокладкой) — еще одна причина появления трещин.

Шиферные гвозди с прокладками

Способы восстановления шиферных листов

Способов существует много, но мы рассмотрим только самые действенные методы, как заделать трещину в шифере.

Первый способ для заделывания трещины — это смесь:

Пропорции цемента и асбеста -1:3, пропорции воды и ПВА — 1:1. Смесь необходимо размешать до сметанообразной консистенции, но перед тем как нанести такой раствор на трещину, ее нужно законопатить и только потом наносить. Это даст возможность крыше прослужить еще лет 10.

Второй способ — использование алюминиевой фольги. Перед тем как ее уложить на шифер, на поверхность фольги наносится универсальный клей, которые намертво приклеивается к любому материалу.

Ремонт шифера алюминиевой фольгой

Третий способ как заделать дыру — это использование силиконовой пасты, которая должна наноситься только на сухую и уже зачищенную поверхность.

И наконец — бутил-каучуковая лента. Участок, на который будет наноситься такая лента, должен быть обезжирен. После этого можно с легкостью наклеивать ленту.

Правила и методы восстановления шиферной кровли

Перед тем, как произвести ремонт шиферной крыши, поверхность нужно тщательно подготовить к процессу восстановления. Для начала саму крышу нужно почистить от лишнего мусора, то есть взять веник и подмести. После чего находят дыру в шифере и тщательно моют водой, после чего обезжиривают таким раствором, как бензин.

Если вам нужно, чтобы адгезия была на высоком уровне, обработайте шифер грунтовкой, которая создана на основе клея ПВА.

Но все-таки, иногда возникает и такой вопрос, чем заклеить шифер? Для этого дают не мало советов специалисты, но самый лучший способ — это смесь на основе клея и асбеста. При работе с таким материалом, вам обязательно нужен будет респиратор. Готовить такую смесь вам нужно будет небольшими порциями, чтобы она могла сохранить максимально долго свои качества.

Перед тем как наносить смесь на поврежденный участок, его нужно хорошенько прогрунтовать раствором из клея ПВА (в пропорции 1:3). В трещину заливаем ремонтный раствор в два этапа, так как слой должен составлять не менее 2 миллиметров. Такой ремонт вам обойдется гораздо дешевле, чем полная замена листов перекрытия.

При расколе шиферного листа на две части по всей длине, можно скрепить волны при помощи эпоксидной смолы. В первую очередь, части листа необходимо скрепить изнутри клейкой лентой, а затем залить щель заранее приготовленной эпоксидной смолой.

Если трещина в шифере образовалась в месте крепления, необходимо сначала избавиться от старого крепежного элемента. На это место накладываем заплату из оцинкованной жести и закрепляем лист саморезом или новым гвоздем, но уже в другом месте. Места примыкания заплаты следует обработать силиконом или битумной мастикой.

https://youtube.com/watch?v=0VDdc75KuJI

Еще один действенный способ, чем заделать трещину в шифере — задувка отверстия монтажной пеной с низким коэффициентом расширения. После отвердевания, пену следует обрезать по контуру листа (волны). Сверху проблемное место обрабатываем слоем герметика и, дополнительно, слоем битумной (кровельной) мастики для гидроизоляции.

Следует понимать, если трещина или отверстие на шифере имеют большие размеры, единственный выход — это полная замена листа.

Известно, что восстановление повреждений на кровле – дело хлопотное и далеко не такое простое, как может показаться с первого взгляда, а когда речь идет о том, чтобы выполнить ремонт шифера, заделать дырки и трещины в асбестоцементном листе, так и вовсе руки опускаются, настолько непредсказуем бывает результат починки. Тем не менее, технологии ремонта шифера существуют и успешно используются на практике. Как говорят классики, ничего невозможного нет, требуется лишь терпение и немного аккуратности в работе.

Почему разрушается шиферная кровля?

Повреждается хрупкий шифер довольно легко:

От ударных нагрузок. От неаккуратной ходьбе по кровле.
От микротрещин из-за падающих веток дерева.
От мхов, лишайников и другой напасти. Мох и лишайники, которые особенно любят шифер, не просто лишают ее эстетичности, но и медленно разрушают ее!
От времени. К сожалению, сроки службы шиферной крыши не велики, и уже через 10-12 лет появляются первые трещины и прорехи.
От постоянно застаивающейся дождевой воды. Любая кровля, и не только шиферная, имеет слабые места вокруг мансардных окон и труб

Сразу обратите внимание на эти элементы – герметизировать их не сложно.
Угол наклона крыши не подходит для кровли шифером.
Укладка шифера велась с определенными нарушениями, и материал постоянно испытывает излишнее напряжение. Плохо также, если во время монтажа для крепления листов вы использовали обычные гвозди без резиновых прокладок – без трещин потом не обойтись.
Неаккуратная перевозка и хранение

Такие дефекты могут быть обнаружены не сразу, зато сразу станут заметны от хождения по ним на крыше.
Резкие перепады температур. Поверьте, любой асбоцементный материал этого не любит.
Из-за несоразмерно маленьких отверстий под саморезы или гвозди. Не забывайте, что металлу свойственно сезонное расширение, а потому места для такого крепления нужно оставлять немного больше (но не так, чтобы затекала дождевая вода). Вот почему нужны резиновые прокладки.

И, наконец, новых проблем способен добавить снег. Дело в том, что шиферная крыша не обладает такой гладкостью, как металлическая, и снег на ней задерживается постоянно.

И достаточно немного солнечных лучей, чтобы подтопить всю эту снежную шапку снизу – в итоге подтаявшая вода стекает вниз к карнизу, где встречается с новым слоем снега (карниз всегда холоднее кровли над жилыми помещениями).

Здесь талая вода снова подмерзает и в виде наледи уже разрушает не только шиферные листы, но и водосточную систему. Кроме того, вся эта масса под естественным расширением от низкой температуры забивается под листы и оттуда уже, тая, попадает прямо на стропила или в утеплитель.

Также нередко причина трещин в шифере кроется в его неправильной технологии изготовлении. Причем на нескольких этапах:

  • В процессе приготовления раствора было добавлено меньше цемента, чем того требовала заводская рецептура (догадайтесь, почему).
  • Грубые нарушения технологии производства шиферных листов (кустарное производство).
  • В шифере применялись короткие асбестовые волокна (а это уже решение производителя).
  • Некачественная обработка готовых шиферных листов (отсутствие контроля).
  • Сокращение периода отверстия материала (а нужно 28 дней).

А теперь давайте поговорим о том, как и чем заделать дыры и трещины на шиферной крыше дома.

Почему разрушается шиферная кровля?

Повреждается хрупкий шифер довольно легко:

От ударных нагрузок. От неаккуратной ходьбе по кровле.
От микротрещин из-за падающих веток дерева.
От мхов, лишайников и другой напасти. Мох и лишайники, которые особенно любят шифер, не просто лишают ее эстетичности, но и медленно разрушают ее!
От времени. К сожалению, сроки службы шиферной крыши не велики, и уже через 10-12 лет появляются первые трещины и прорехи.
От постоянно застаивающейся дождевой воды. Любая кровля, и не только шиферная, имеет слабые места вокруг мансардных окон и труб

Сразу обратите внимание на эти элементы – герметизировать их не сложно.
Угол наклона крыши не подходит для кровли шифером.
Укладка шифера велась с определенными нарушениями, и материал постоянно испытывает излишнее напряжение. Плохо также, если во время монтажа для крепления листов вы использовали обычные гвозди без резиновых прокладок – без трещин потом не обойтись.
Неаккуратная перевозка и хранение. Такие дефекты могут быть обнаружены не сразу, зато сразу станут заметны от хождения по ним на крыше.
Резкие перепады температур

Поверьте, любой асбоцементный материал этого не любит.
Из-за несоразмерно маленьких отверстий под саморезы или гвозди. Не забывайте, что металлу свойственно сезонное расширение, а потому места для такого крепления нужно оставлять немного больше (но не так, чтобы затекала дождевая вода). Вот почему нужны резиновые прокладки.

И, наконец, новых проблем способен добавить снег. Дело в том, что шиферная крыша не обладает такой гладкостью, как металлическая, и снег на ней задерживается постоянно.

И достаточно немного солнечных лучей, чтобы подтопить всю эту снежную шапку снизу – в итоге подтаявшая вода стекает вниз к карнизу, где встречается с новым слоем снега (карниз всегда холоднее кровли над жилыми помещениями).

Здесь талая вода снова подмерзает и в виде наледи уже разрушает не только шиферные листы, но и водосточную систему. Кроме того, вся эта масса под естественным расширением от низкой температуры забивается под листы и оттуда уже, тая, попадает прямо на стропила или в утеплитель.

Также нередко причина трещин в шифере кроется в его неправильной технологии изготовлении. Причем на нескольких этапах:

  • В процессе приготовления раствора было добавлено меньше цемента, чем того требовала заводская рецептура (догадайтесь, почему).
  • Грубые нарушения технологии производства шиферных листов (кустарное производство).
  • В шифере применялись короткие асбестовые волокна (а это уже решение производителя).
  • Некачественная обработка готовых шиферных листов (отсутствие контроля).
  • Сокращение периода отверстия материала (а нужно 28 дней).

А теперь давайте поговорим о том, как и чем заделать дыры и трещины на шиферной крыше дома.

Определение «болезни» по трещинам на шифере

Наличие трещин на выступающих волнах требует наложения заплат и сверху, и снизу.

Если трещины образовались в нижних волнах, то ремонт предстоит более сложный. Герметичность этого места становится невозможной из-за постоянного скопления воды.

На сложность ремонта шифера влияет непосредственное расположение трещины:

Конец каждой панели перевернут, или отдельное мигание, которое сопрягается с швами, обеспечивает подъем. Там, где вызывают ветровой дождь или снег, может быть установлена ​​гибкая мембрана для создания воздушного барьера. Мембрана покрыта противоударом для защиты стопы и эстетики. Быстрое исправление – вырезать панели за стеной и установить систему, которая вмещает движение.

Некоторые незначительные проблемы, такие как поврежденные шайбы на панельных крепежах, можно отремонтировать, удалив плохую застежку и установив новую. Существует тестер утечки, который выглядит как насос для шин, который может определить, есть ли застежка в воздухе. Если это так, замените крепеж. Это хорошая идея использовать негабаритную шайбу и устанавливать какой-то герметик под шайбой до того, как будет установлен крепеж. Если крепеж представляет собой винт, и он удаляется, то может потребоваться винт большего диаметра или другой тип крепежа.

  • Проще всего увидеть трещину, проходящую по верхней волне, которая считается самой безобидной. В этом месте вода не застаивается, поэтому протеканий быть не должно. Ремонтные работы подразумевают использование оцинкованного железа и специальной кровельной ленты. Железо необходимо выгнуть по форме волны и подложить под шифер, а лентой накрывают трещину сверху.
  • Наиболее опасной является трещина, идущая в нижней волне. Именно она становится причиной протечек. В этом случае для решения проблемы, чем заделать дырки в шифере, следует запастись герметиком, латкой и согнутым листом оцинковки.
  • Самые серьезные проблемы возникают в том случае, когда обнаруживается трещина поперек листа. Со временем такой дефект становится шире и постепенно переходит на другие волны.

Ремонт асбоцементной кровли без демонтажа ↑

Есть некоторые способы ремонта крыши из асбоцементного материала, для которых поврежденные листы не демонтируют. Эти работы выполняют непосредственно на кровле, поэтому необходимо обеспечить страховку.

Заделка трещин пастой из силикона ↑

Трещины можно замазать пастой из силикона, которая отличается хорошей адгезией к асбоцементному покрытию. Поврежденный участок аккуратно очищают от пыли и мелких крошек асбеста при помощи щетки из металла. Затем его необходимо обезжирить. Для этого можно воспользоваться, скажем, ацетоном или особым растворителем. В щель трещины равномерным слоем засыпают асбестовую крошку.

Следующим шагом крошку заливают пастой из силикона, дают ей схватиться и закрашивают под цвет крыши. На эти работы уходит немного времени, а результат получается достаточно надежным.

Отремонтированные участки крыши закрашивают, как только схватывается силиконовая паста. Это необходимо из-за пористой структуры асбоцементных листов, в силу чего отремонтированная поверхность по краям быстро загрязняется.

Использование монтажной пены ↑

Поврежденное место очищают и обезжиривают. Далее трещину задувают пеной, но не до конца. Ремонтируемый участок просушивают и обрезают по бокам излишки пены, после чего накладывают слой герметика. Работы завершают, покрыв восстановленную поверхность мастикой из битума . Чтобы сохранить смолу жидкой, в разогретом состоянии в нее добавляют немного солярки. Получается своеобразный праймер. Нужную густоту смеси можно обеспечить, добавив обычный чистый песок.

Мастика для устранения повреждений ↑

Листы, имеющие стыки, обрабатывают мастикой с армирующим наполнителем волнистой структуры. В отдельной таре плавят небольшие кусочки битума. При этом образуются пена и примеси, которые в процессе удаляют. Плавление при 200–220°С продолжают до полного обезвоживания битума. Затем в небольшие порции расплавленного битума добавляют наполнитель, который предварительно разогревается до 110°С. Мастика в горячем состоянии наносится на стыки шпателем или другим подходящим инструментом. В процессе нанесения материал приглаживают. Таким образом убирают излишки влаги и прочно утрамбовывают мастику.

Еще одним вариантом заделки трещин является использование самоклеящейся ленты из бутилкаучука . Он имеет исключительные адгезионные характеристики по отношению к любому основанию. После проклейки трещины образуется высококачественная накладка, исключающая попадание воды, устойчивое к любым атмосферным воздействиям, ультрафиолету, перепадам температур.

Чтобы повысить сцепляемость ремонтных материалов, трещины или сколы желательно праймировать клеем ПВА.