Динамометрический ключ для автомобиля

Что такое динамометрический ключ?

Мы имеем дело с инструментом, устройство которого разрешает ограничивать максимальный момент затяжки. Динамометрический ключ – это усовершенствованный гаечный ключ с собственным встроенным динамометром внутри. Большинство моделей напоминает приспособления с накидной головкой и трещоткой, хотя имеются разновидности с рожковым зевом. Внешне динамометрический ключ для автомобиля отличается обязательным наличием шкалы (стрелочной, электронной, другого типа) для регулировки величины усилия.

Устройство динамометрического ключа

В зависимости от разновидности используемого инструмента его конструкция заметно отличается. Например, шкала может быть плоской из металла, электронной, выгравированной на рукоятке. Для примера рассмотрим распространенный типичный гаечный ключ с динамометром щелчкового вида. Состоит он из следующих элементов:

  • вращающаяся рукоятка;
  • корпус;
  • основная шкала на корпусе;
  • шкала вспомогательная на рукоятке;
  • пружинный механизм;
  • головка с трещоткой;
  • фиксатор насадки.

Стрелочный динамометрический ключ

Для домашнего использования эта разновидность подходит отлично. Данные модели отличаются недорогой стоимостью и простейшей конструкцией. Стрелочная шкала может быть круглой (индикаторный динамометрический ключ) или полукруглой формы с креплением у самой рукоятки (измерительные ключи). При изменении значений шкала с рукояткой отклоняется в обе стороны, а указатель остается на месте неподвижным. В образцах с двумя стрелками одна демонстрирует текущее значение усилия, а вторая – предельную величину.

Минусы стрелочных моделей:

  1. Ключ динамометрический шкальный имеет относительно высокую погрешность (около 6-8%).
  2. Из-за больших габаритов он неудобен для затяжки в труднодоступных местах.
  3. Использование этой модели требует постоянного визуального контроля.

Рожковый динамометрический ключ

Приспособления с накидными головками не всегда удобны в стесненных условиях, в некоторых местах практичнее использовать модели с рожковым зевом. Сравнительно быстро появились образцы универсального типа со сменными насадками обеих разновидностей. Если уже понятно, что это такое динамометрический ключ, то их устройство описывать не требуется. Рожковый инструмент отличается только формой насадки, в остальном его конструкция аналогична.

Щелчковый динамометрический ключ

Погрешность этого инструмента относительно высокая – до 4%. Главное его преимущество – слесарю не требуется визуально контролировать показания на шкале. Достижение предельных значений определяется характерным щелчком, который ощущается рукой и на слух, при внимательной работе сигнал пропустить нельзя. Основная и дополнительная шкала выгравирована непосредственно на рукоятке и корпусе. Приобретать полный набор динамометрических ключей не требуется, для домашнего авто хватает модели средней величины 42-210 Нм.

Какой динамометрический ключ лучше купить для автомобиля? Выбор фирмы и модели

Динамометрический ключ для автомобиля — специальный инструмент для затяжки резьбовых соединений на заданный момент (усилие). Момент затяжки контролирует специальный механизм внутри корпуса изделия, в зависимости от типа специнструмента он может отличаться.В современных автомобилях для узлов регламентируют требования по затягиванию резьбы при сборке механизмов, от этого зависит надежность, безопасность в эксплуатации, а так же срок службы деталей и точность сопряжения элементов.Моментный ключ – полезное приспособление для автомобиля, которое обязательно в наличии у каждого. У автомастеров и автолюбителей при выборе и покупке возникают вопросы по фирме и модели, поэтому в данной статье раскрыто следующее:

лучшие виды ключей для автомобиля их принцип действия и устройство;
какой ключ лучше и как конкретно выбирать инструмент для автомобиля;
на что обратить внимание при покупке;
на каких производителей ориентироваться, выбор лучших по обзору;
какие цены в 2016 году.

В предыдущей статье, где говорилось про момент затяжки подшипника передней ступицы, вкратце было рассказано и о разновидностях динамометрических ключей. Тут мы подробнее рассмотрим устройство и принцип работы, сделаем обзор лучших динамометрических ключей для автомобиля и выберем варианты для покупки.

Устройство и принцип работы динамометрического ключа

Крутящий момент измеряется в ньютонах на метр (Н.м. или Nm). 

Любая шкала динамометрического ключа размечена именно по такому принципу.

Типы конструкций

Стрелочный (измерительный)

Недорогой, простой, удобный в использовании.

На рукоятке расположена шкала с разметкой значения крутящего момента.

К наконечнику с квадратом (для установки торцевых головок) прикреплено две тяги: рычаг и стрелка.

При затягивании крепежа рукоятка изгибается на тарированный угол, в результате чего происходит смещение шкалы относительно неподвижной стрелки.

Механик фиксирует требуемое значение в ньютонах на метр, и в нужный момент прекращает затяжку.

Преимущество – низкая стоимость и возможность контроля результата «в реальном времени».

Недостатки:

  • достаточно высокая погрешность – до 8%;
  • качество работы зависит от твердости рук оператора. Высокая вероятность перетянуть гайку.

Индикаторный

Передает более точный результат. Головка имеет поворотный механизм со спиральной пружиной. К нему механически присоединен стрелочный прибор со шкалой, размеченной в Н.м.

Поворачивая рычаг, слесарь создает усилие, отклоняющее поворотный механизм. Крутящий момент отображается стрелочным индикатором.

Пользоваться таким динамометрическим ключом удобно лишь в открытом пространстве – когда индикатор контролируется визуально.

Если необходимо затянуть крепеж в скрытой полости – лучше выбрать инструмент с фиксацией стрелки.

После снятия нагрузки, индикатор сохраняет показания, затем стрелка сбрасывается до нулевой отметки с помощью кнопки.

Затяжка происходит поэтапно: с постепенным наращиванием усилия. Погрешность такого динамометрического ключа обычно не превышает 6%.

Электронный 

Пружинный механизм в головке фиксирует крутящий момент, который отображается на электронном табло.

Есть приборы с дополнительными функциями:

  • выбор единиц измерения (Н.м., Кг/см, Кг/м, и др.);
  • фиксация максимального результата (сбрасывается кнопкой);
  • звуковая индикация. При предварительной установке предела срабатывания и достижения заданного значения срабатывает зуммер. Это удобно при работе в ограниченном доступе.

Погрешность порядка 5%-6%, при визуальном контроле за результатом, точность затяжки по-прежнему зависит от твердости руки.

При работе с ключом, имеющим индикатор, контроль за крутящим усилием зависит только от вас.

Щелчковый механизм

Такой прибор напоминает обыкновенную трещотку для торцевых головок. Внешнее отличие – более толстая рукоятка с нанесенными делениями шкалы.

Ключ с щелчковым механизмом не даст повредить крепеж или устанавливаемую деталь.

При достижении установленного значения крутящего момента, срабатывает ограничитель. Перетянуть гайку (болт) не получится.

Как работает система? Внутреннее устройство на иллюстрации:

Внутри головки расположено направленное зубчатое колесо (1), как в обыкновенной трещотке.

Вместо традиционного храповика, в динамометрическом ключе применяется стопорный механизм (2).

Принцип его работы не в остановке проскальзывания, а в ограничении усилия.

Поворотная часть рукоятки (3) имеет установочную штангу (4), которая находится в подпружиненном состоянии. Пружина (5) удерживает стопорный механизм, пока не будет преодолено значение выставленного крутящего момента.

Ххраповой механизм стопора проскальзывает в обоих направлениях: свыше выбранного усилия приложить невозможно. Рукоятка прокручивается вокруг головки, издавая характерные щелчки.

Некоторые модели предусматривают сменные головки под различный размер квадрата.

Но дополнительное соединение дает небольшой люфт, снижая точность инструмента.

Предельные усилия для затяжки болтов

Чтобы правильно затянуть автомобильные болты и гайки, не повредив их, мастер должен быть в курсе того, какие усилия являются предельными в зависимости от длины, диаметров элементов, качества стали, из которых они изготовлены. Эти данные по предельному крутящему моменту приведены в таблице.

Резьба/шаг, мм Класс прочности 4,6 Класс прочности 5,8 Класс прочности 8,8 Класс прочности 10,9 Класс прочности 12,9
5/0,8 2,1 3,5 5,5 7,8 9,3
6/1,0 3,6 5,9 9,4 13,4 16,3
8/1,25 8,5 14,4 23,0 31,7 38,4
10/1,5 16,3 27,8 45,1 62,4 75,8
12/1,75 28,8 49,0 77,8 109,4 130,6
14/2,0 46,1 76,8 122,9 173,8 208,3
16/2,0 71,0 118,1 189,1 265,9 319,7
18/2,5 98,9 165,1 264,0 370,6 444,5
20/2,5 138,2 230,4 369,6 519,4 623,0
22/2,5 186,2 311,0 497,3 698,9 839,0
24/3,0 239,0 399,4 638,4 897,6 1075,2
27/3,0 345,6 576,0 922,6 1296,0 1555,2
30/3,5 472,3 786,2 1257,6 1766,4 2121,6
33/3,5 636,5 1056,0 1699,2 2380,8 2860,8
36/4,0 820,8 1363,2 2188,8 3081,6 3696,0
39/4,0 1056,0 1756,8 3955,2 4742,4

Вам это будет интересно О видах домкратов: сравнение автомобильных моделей, какие бывают Чтобы определить усилие, необходимое для затяжки, нужно измерить болт штангенциркулем, определив длину резьбы и диаметр, а на головке посмотреть марку стали. После этого, исходя из определённых параметров, нужно просто найти соответствующее число в таблице.

Как правило, шкала инструмента градуирована в Нм, но иногда можно увидеть на ней показатели усилий в килограммах.


Динамометрический ключ в наборе с насадками

Условия затяжки болтов

При установке головки блока важно соблюдение технологии затяжки, которая включает в себя ряд критериев:

  • Порядок затягивания;
  • Усилие;
  • Состояние крепежей (к примеру, шпилек с гайками);

У каждого двигателя свой порядок затягивания, который необходимо соблюдать, чтобы обеспечить равномерное притягивание головки к блоку и исключить возникновение напряжений на каких-либо участках поверхности. К примеру, на ВАЗ 2105 это выглядит так.

Усилие – еще один немаловажный фактор для правильного крепления данного элемента двигателя. Притягивание плиты осуществляется в несколько подходов (на разных моторах количество их отличается), каждый из которых выполняется со своим усилием.

Крепежи головки блока затягиваются с достаточно большим усилием, что приводит к их вытягиванию. Поэтому на множестве двигателей не допускается повторное использование болтов, они в обязательном порядке заменяются. Но есть и моторы, у которых замена крепежей не нужна и возможна их повторная установка.

Сейчасчитают 6 эффективных способов откачки лишнего масла из двигателя

897

Угорание масла в двигателе или как уменьшить «масложор» мотора

7.5k

Вся информация относительно технологии затяжки ГБЦ указывается в тех. документации к авто, также нередко ее указывают на упаковках прокладки головки и крепежей.

Ремонт и калибровка динамометрического ключа

В этой статье автор расскажет о том, как он отремонтировал и откалибровал свой динамометрический ключ, который перестал работать.

Однажды автор обнаружил, что его динамометрический ключ больше не «щелкает». Сломалась трещотка. Он срезал болт. Так как ключ стоил довольно дешево в магазине автозапчастей, не было смысла отправлять его на «гарантийное обслуживание». Поэтому мастер решил разобрать его, чтобы посмотреть внутреннее устройство и выяснить, как он работает, и попытаться отремонтировать. Ремонт оказался даже проще, чем он ожидал, и теперь его ключ снова полностью функционален.

Как обойтись без динамометрического ключа?

В полевых условиях точный калиброванный инструмент отыскать сложно. Существует оригинальный способ, чем заменить динамометрический ключ, если требуется срочно выполнить затяжку гаек. Выполнить работу можно при помощи кухонных весов согласно следующей технологии:

  1. Требуется надежный ключ и сравнительно точный пружинный кантер.
  2. В идеале момент затяжки должен соответствовать усилию, приложенному к рычагу длиной 1 м.
  3. Чтобы упростить расчеты, можно в качестве плеча силы использовать метровый отрезок трубы.
  4. Если ключом работают без удлинителя, то измеряем его длину. При длине 25 см делим 1/0,25=4. Например, требуется приложить усилие 2 кгс*м. Далее умножаем полученную величину на требуемое усилие: 4х2 кгс*м=8 кг.
  5. Это означает, что при коротком плече в 25 см нужно на шкале весов получить значение 8 кг, а при длинном плече в 1 м – показания в 1 кг.
  6. Устанавливаем наш ключ на крепеж вертикально, а сверху на рукоятку фиксируем крючок кантера.
  7. Тянем за кольцо весов с другого конца до достижения требуемого показателя веса.

Выбор динамометрического ключа

Цели, которые вы преследуете, лежат в основе требований к подобным инструментам. Также важен финансовый аспект. Самым дорогим будет ключ с электронным наполнением, но если ваша цель не заключается в достижении высокой точности, то можно присмотреться к щелчковым или торсионным моделям.

Определяясь, какой динамометрический ключ выбрать, обязательно удостоверьтесь в оригинальности и целостности инструмента. На нем не должно быть видимых браков. Подбирайте модели из прочных сплавов и надежных механизмов, тогда ключ прослужит намного дольше. Немаловажным будет выбор диапазона предполагаемых усилий. С этим поможет определиться инструкция к автомобилю, где к каждому резьбовому соединению указан допустимый параметр прилагаемых усилий на зажим.

Если вкратце, то основывайте покупку на том, что вы будете делать с его помощью. Перед тем как проверить динамометрический ключ в домашних условиях, следует протестировать его в магазине.

Не забудьте удостовериться, как он лежит в руке. Комфортность использования очень важна, ведь нужно не только сохранить инструмент в целостности, но и не повредить свои ладони.

Ручка должна идеально подходить к пальцам. Поверхность обязательно выбирается из нескользящих материалов, чтоб рука не соскочила с ключа в самый неподходящий момент. Также вы не должны чувствовать перенапряжения кистевого сустава при длительном использовании. И вот когда учтены все детали, можно приступать к покупке.

Маркировка и класс прочности деталей

Цифровое обозначение параметра прочности метрического болта указано на головке, и представлено в виде двух цифр через точку, к примеру: 4.6, 5.8 и так далее.

  1. Цифра до точки обозначает номинальный размер прочности предельного разрыва, рассчитывается как 1/100, и ее измерение осуществляется в МПа. К примеру, если на изделии указана маркировка — 9.2, то значение первого числа будет составлять 9*100=900 МПа.
  2. Цифра после точки является предельной текучестью по отношению к прочности, после расчета число необходимо умножить на 10, как указано в примере: 1*8*10=80 МПа.

Обозначение класса прочности метрических болтов

Предельная текучесть представляет собой максимальную нагрузку на конструкцию болта. Элементы, которые выполняются из нержавеющих видов стали, имеют обозначение непосредственно самого вида стали (А2, А4), и только после этого указывается предельная прочность.

Обозначение прочности для дюймовых болтов отмечается насечками на его головке.

Обозначение класса прочности дюймовых болтов

Зачем велосипедисту нужен динамометрический ключ?

Тем, у кого велосипед изготовлен из добротной, хорошо всем знакомой стали существование такого инструмента не требуется, — интерес может быть лишь академический.

Но для тех «счастливчиков», обладающих ультра-новыми байками из сверхлёгких композитных материалов, наличие динамометрического ключа является жизненно необходимым.

При кажущейся прочности дорогостоящие рамы и другие элементы велосипеда, выполненные из лёгких материалов, достаточно хрупки, и, в отличии от стальных собратьев, не имеют большого запаса в моменте затяжки, превышение которого чревато для «жизни» велосипеда.

Поэтому производители специально маркируют узлы и компоненты велосипеда предельными показателями силы крепления, измеряемые в Ньютон-метрах (Nm).

Следуя рекомендациям, производителя по силе момента затяжки, велосипедист будет уверен в том, что не только не нанесёт велосипеду непоправимого ущерба, но и что все элементы байка будут надёжно закреплены.

Но тактильно, т.е. на глаз, выполнить затяжку с конкретным усилием практически невозможно, потому то и нужен специальный инструмент – динамометрический ключ.

Как проверить динамометрический ключ в домашних условиях?

Приспособления этого типа изобретены для точных работ. Даже советский динамометрический ключ в старые времена проходил периодическую обязательную калибровку. Лучше производить данные работы в специализированных мастерских на проверенном сертифицированном оборудовании. Если же стоит задача сделать проверку в домашних условиях, то выполняем ее с помощью относительно точного бытового кантера.

Домашняя проверка динамометрического ключа:

  1. Выставляем на ключе момент затяжки требуемой величины.
  2. Производим закручивание болта или гайки до щелчка.
  3. Выставляем рукоятку ключа вертикально.
  4. Сверху на ключ цепляем крючок кантера, удерживая прибор под прямым углом.
  5. Тянем рукой кантер в сторону затяжки до момента щелчка, контролируя визуально его показания.
  6. Измеряем рулеткой длину рукоятки инструмента, чтобы определить плечо силы.
  7. Вычисляем величину момента по формуле (М = F*r). Например, при показании кантера 8,5 кг и длине ключа 32 см получим следующие данные: (8,5х9,81)х0,32=26,7 Нм.

Общие правила по использованию инструмента

Сам инструмент представляет собой стержень с рукояткой на одном конце, и с индикаторным механизмом на другом. На рабочем конце рукоятки устанавливается торцевая головка или присоединительное гнездо для рожковой насадки (гаечной либо накидной насадки).

В ключах предусмотрены индикаторные механизмы и регулировочные, как с предохранителем от перетяжки, так и без них.

Далее рассмотрим разновидности динамометрических ключей, которые чаще всего используются в работе.

Щелчкового типа

Часто автомобилисты приобретают именно такой ключ из-за высокой точности измерения, прочности и наличием удобной шкалы с настройкой. Таким ключом невозможно перетянуть резьбу, так как предусмотрен предохранитель.

Главное знать, как правильно работать с изделием данного типа. Суть заключается в необходимости заранее выставить нужное значение максимального усилия (момента затяжки).

Далее производится обычное затягивание соединения (болта или гайки) до тех пор, пока не появится хорошо слышимый щелчок. Данный звук сигнализирует о достижении требуемого параметра. Примечательно, что дальше прибор перейдет в режим «проскальзывания» и перетянуть соединение не получится.

Видео: «Как пользоваться ключом щелчкового типа»

Как пользоваться шкалой:

Торсионного типа со стрелкой-указателем

Такие ключи имеют характерную особенность – крупные габаритные размеры. Непосредственно у самой рукоятки имеется шкала, по которой и производятся необходимые измерения. Предварительно настроить данный ключ не получится, результат затяжки достигается по факту.

Рекомендуется использовать только в машинах и механизмах, где предусмотрен средний уровень точности затяжки.

При использовании стрелочного инструмента рукоятка перемещается относительно шкалы в направлении приложения усилия. Стрелка остается неподвижной.

Чтобы максимально точно произвести замер, необходимо выполнить пошагово следующие действия:

  1. Заранее найти на шкале место, которое должна достичь стрелка в момент прикладывания максимального усилия;
  2. Осуществлять затяжку плавно и последовательно, достигая заданного положения на шкале;
  3. Если необходимо применение дополнительного усилия, инструмент снимается, производится затягивание обычным ключом и повторная проверка.

Видео: «Как пользоваться ключом стрелочного типа»

Динамометрический электронный прибор

Применение данного инструмента обосновано при сборке оборудования, требующего высокой точности затяжки. На ЖК-дисплей выводится информация (момент затяжки в Н·м). Преимущество моделей – в возможности сохранения настроек при работе.

Установка данных осуществляется по инструкции при помощи специальных кнопок. Удобно и достаточно просто, а экономия времени – огромная. Выгодно использовать такие девайсы на конвейерной сборке, когда необходимо выполнять повторяющуюся операцию многократно.

Сигнализирует при достижении заданного момента затяжки с высокой точностью. Существуют так же специальные электронные адаптеры, которые устанавливаются на ключ-трещотку.

Видео: «Как пользоваться ключом электронного типа»

С рожковыми насадками

Данные ключи имеют принцип работы аналогичный стрелочному типу, но иной внешний вид. Разница в достижении более точных результатов. Фиксация момента затяжки достигается поворотным механизмом с пружиной спирального типа.

К этому механизму присоединен стрелочный индикатор с измерительной шкалой в Н·м. Поворачивание рычага происходит по принципу, аналогичному для работы с гаечным. Слесарь создает необходимую величину усилия, которая отображается на шкале за счет отклонения стрелочного индикатора.

Видео: «Как пользоваться ключом рожкового типа»

Далее приведём несколько наглядных примеров при работе с динамометрическими ключами.

https://youtube.com/watch?v=7npUeY0BdoU

https://youtube.com/watch?v=BT748zi_e98

https://youtube.com/watch?v=CzzUlxH3uOU

Как осуществляется измерение затяжки

Чтобы корректно измерить затяжку при помощи самодельного прибора, необходимо выполнить несколько простых правил:

  • Собрать прибор и привести его в рабочее состояние — прикрепить безмен к рукояти, выставить его на нулевое значение, при возможности — задать предел взвешивания с сигнализацией, а в конце — одеть необходимую насадку на рабочий орган устройства либо изначально выбрать рожковый ключ подходящей размерности.
  • Накинуть ключ на гайку или болт. Прибор покажет точное значение только в том случае, если сопряжение с крепежом происходит напрямую через рычаг, а при участии одного или нескольких переходников и удлинителей при выдаче результата возможна погрешность до 5-8 %.
  • Аккуратно потянуть безмен таким образом, чтобы его положение было строго перпендикулярно оси рычага, и показатель нагрузки не был искажён, раскладываясь на векторы.
  • Если было достигнуто нормальное усилие, прибор подтвердит это результатом измерений, а гайка не шелохнётся. Если же затяжка не была достаточной, то крепёж провернётся вокруг своей оси до достижения требуемого крутящего момента.

Особенности использования ключа

Все ключи, которые приобретаются в магазине, должны иметь подробную инструкцию по применению. Производитель должен указать рекомендации по настройке устройства.

Для того чтобы избежать поломки и в полной мере воспользоваться всеми преимуществами приобретаемого устройства для закручивания крепежных элементов с контролем прилагаемой силы следует уделить внимание на нижеприведенные моменты:

https://youtube.com/watch?v=opBGUjPEtJY

  1. Рекомендуется при приобретении подбирать инструмент так, чтобы требуемое усилие находилось в рекомендуемом диапазоне, ближе к середине. Есть смысл в приобретении универсального устройства, которое подойдет для решения различных задач.
  2. Довольно распространенным вопросом можно назвать то, как проверить динамометрический ключ своими руками. Подобное устройство относится к измерительным, и его следует периодически проверять, корректировать значение получаемых показателей.
  3. Если при эксплуатации превысить максимальное значение прилагаемого усилия, то велика вероятность появления неисправности. Поэтому крайне не рекомендуется превышать максимальный показатель, указываемый производителем в инструкции по применению или нанесенный на шкале измерения.
  4. Многие модели предназначены для бережного использования. Другими словами, удары и другое воздействие может стать причиной появления дефектов корпуса. Именно поэтому после каждого применения рекомендуется проводить осмотр конструкции на предмет появления неисправности. Своевременный ремонт позволяет продлить срок эксплуатации изделия.
  5. Хранить изделие следует в соответствии с рекомендациями производителя.

Что касается самодельного варианта исполнения конструкции, то она менее прихотливая в применении и хранении. Слабым звеном можно назвать весы, которые восприимчивы к ударам и другому небрежному отношению. Именно поэтому после использования самодельного ключа рекомендуется его разобрать и хранить динамометр в защитном контейнере.

Определение момента затяжки

Рассмотрим порядок определения момента затяжки с помощью динамометрического ключа. Динамометрический ключ можно разделить на несколько видов.

Стрелочный ключ

Самый простой в использовании вид ключа. Принцип его работы основан на отклонении рычага со шкалой относительно неподвижного указателя. Ручка торсион используется для передачи усилия на крепежное изделие. Стрелка указатель с одной стороны прикреплена к головке ключа, а с другой стороны свободна и служит указателем, который показывает значение крутящего момента в определённый момент времени.

Из плюсов можно выделить:

  • низкую стоимость изделия;
  • шкала работает в обе стороны. Она позволяет закручивать крепежные изделия как с правой, так и с левой резьбой.

Из недостатков можно выделить:

  • низкую точность (погрешность измерений составлять от 4 до 10%);
  • данные ключи нельзя отрегулировать и, в связи с этим они со временем изнашиваются и теряют точность измерений, что делает их непригодным к использованию;
  • крайне сложно работать в труднодоступных местах, потому что необходимо всегда следить за затяжкой по стрелке указателю;
  • отсутствует храповый механизм, как у ключа трещотки, в связи с этим ключ приходится всегда переставлять заново;

Предельный ключ (белковый)

Конструкция данного динамометрического ключа показана на картинке. В данном ключе есть специальный механизм, который даёт установить на нём необходимый крутящий момент и передать его на закручиваемый элемент. Также у данного ключа есть храповый механизм, как у обычной ;трещотки. Необходимый момент затяжки можно выставить при помощи шкал, расположенных на корпусе изделия. Как только при закручивании необходимый момент затяжки будет достигнут, прозвучит щелчок и сработает фиксатор, который не позволит превысить выставленную силу момента. Предельный ключ очень удобен в работе, так как при его использовании необходимо просто закручивать соединение до щелчка. Данные ключи имеют большой диапазон крутящего момента (от 5 до 3000 Нм). Размеры присоединительных приводов от 1/4 дюйма до 1 дюйма.

Из плюсов можно выделить:

  • погрешность данного ключа составляет не более 4%;
  • достаточно прост в использовании, так как есть храповый механизм;
  • можно заранее выставить необходимый крутящий момент, при достижении которого ключ издаст характерный щелчок;
  • легко использовать в труднодоступных местах;
  • может работать с крепежными изделиями как с правой, так и с левой резьбой.

Из недостатков можно выделить:

  • необходимость калибровки данного ключи;
  • со временем храповый механизм может выйти из строя, но можно отдельно приобрести рем комплект для некоторых моделей ключа.

Цифровой

По сравнению с предыдущими моделями ключей, данный динамометрический ключ имеет множество возможностей. Специальный датчик ключа генерирует сигнал, который преобразуется в необходимую величину крутящего момента и выводится на экран электронного ключа. У данного ключа минимальная погрешность измерений, благодаря электронным компонентам. На дисплее выставляется необходимый момент закручивания, при достижении которого данный ключ издает звуковой сигнал. Во время работы на экране выводится значение крутящего момента в реальном времени.

Из плюсов можно выделить:

  • вывод значений крутящего момента в разных значениях силы;
  • имеет световую и звуковую индикацию;
  • высокая точность измерений (низкая погрешность);
  • может работать с крепежными изделиями как с правой, так и с левой резьбой;
  • не требует регулировки благодаря электронной начинке;
  • удобство работы за счет храпового механизма;
  • сохраняет измеряемые значения в память устройства.

Из недостатков можно выделить:

высокая стоимость по сравнению с ключами других видов.

Данный инструмент должен быть подобран таким образом, чтобы момент затяжки крепежного элемента был на 20−30% меньше, чем максимальный момент на используемом ключе. При попытке превысить предел, ключ быстро выйдет из строя. Усилие на затяжку и тип стали указывается на каждом болте.

Пошаговая инструкция по эксплуатации для затягивания головки блока цилиндров

Для выполнения этой важной операции, при сборке блока цилиндров и головки, необходимо выбрать вид инструмента и подготовить: специальный динамометрический ключ трещотку, торцевую головку-насадку, а также немного моторного масла (чистого)

Рекомендуется придерживаться следующего порядка:

  1. Изучить руководство по ремонту и эксплуатации данного авто и определить, в какой очередности и с каким усилием (моментом) должен быть произведена затяжка ГБЦ;
  2. Смазать крепежные болты моторным маслом;
  3. Вставить болты в технологические отверстия и закрутить их руками;
  4. Установить на динамометрическом устройстве предельный уровень усилия, в соответствии с руководством по ремонту автомобиля;
  5. При первом подходе произвести затягивание болтов резьбового соединения, от середины и далее по схеме, не доводя усилие до максимального;
  6. На завершающем этапе каждый болт должен быть затянут «до щелчка» динамометрического ключа. Наглядный пример можно посмотреть на видеоролике.

Всем привет! Что такое динамометрический ключ и как им пользоваться? Динамометрический ключ необходим для закручивания резьбовых соединений с определенным моментом силы. Как правило, единицей измерения является Нм. Во многих агрегатах те или иные соединения должны быть затянуты с определенным усилием, чтобы не было недотяжек и перетяжек, чтобы не сорвать резьбу и чтобы не было негерметичных соединений, для этого и нужен данный ключ. Динамометрический ключ – это по сути та же трещотка с единственным отличием – наличием шкалы, по которой определяется прикладываемое усилие на гайку. Ключ имеет вращающуюся рукоятку, на которой нанесена шкала и нанесенную на основную часть шкалу. Есть разные динамометрические ключи, данный используется в диапазоне от-до. К примеру нам нужно затянуть гайку… Далее надеваем торцевую головку определенного размера и закручиваем гайку. При достижении усилия в … ключ издаст характерный щелчок. То есть мы достигли необходимого усилия в…Нм. Не забывайте, это не обычный вороток-трещотка, а точный инструмент. По окончанию использования откручиваем ручку в нулевое положение, чтобы пружина не теряла свои свойства и не давала погрешность впоследствии. Если данное видео было вам полезно – ставим лайки, подписываемся на канал и оставляем комментарии под видео.

Важные ссылки: Мы в Facebook: https://www.facebook.com/e.shop.trudovik/ Познавательные статьи: http://trudovik.com.ua/articles _ Композиция: «Funky Junky» принадлежит исполнителю Audionautix. Лицензия: Creative Commons Attribution (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). Исполнитель: http://audionautix.com

Автор видео: Александр Томашек, Александр Галак

Видео Как работать динамометрическим ключом канала Трудовик — Ваш Инструментальный Партнер

Ведущие производители ключей со встроенным динамометром

Перед тем как выбрать и купить динамометрический ключ, стоит подробнее ознакомиться с популярными производителями, которые предлагают качественные товары по хорошей стоимости. Среди всех марок можно выделить следующие компании:

  1. King Tony – фирма из Тайваня. Отличается хорошим соотношением цены и качества.
  2. JTC – второй производитель из Тайваня. Товары этой компании прославились своей высокой функциональностью и точностью.
  3. Matrix – один из самых популярных брендов. Отличается большим количеством положительных отзывов.
  4. Ombra – китайский производитель с высокими оценками от пользователей.
  5. Force. Исходя из отзывов можно понять, что продукция этой марки считается бюджетной, но её качество можно назвать средним.
  6. Аист. Фирма отличается более низкой стоимостью товаров, хотя по качеству может конкурировать с другими, более известными марками.
  7. Автодело – российский производитель. Выпускает большое количество устройств и хоть остаётся популярным, но качество оставляет желать лучшего.