Лучшие эффекты для электрогитары на выбор музыканту

Как выбрать

Не стоит приобретать изделия одновременно с гитарой для обучения. Новичок не в состоянии сразу же осознать необходимость такого приспособления и может потерять интерес  к дорогостоящему оборудованию, забросив его на чердак до лучших времен. Чтобы осознать необходимость педалей, вначале нужно набраться опыта, а на это уйдет много времени усиленных занятий.

Как только новичок получит опыт и навыки, определится с индивидуальным стилем игры, наступит час приобретения подобного изделия. Можно долго изучать описание, отзывы, советы бывалых в отношении популярности изделий, но не существует универсальных рекомендаций. Главный момент – должна присутствовать запись для прослушивания, чтобы возможно было бы проанализировать собственные ошибки, дабы в последующем их не совершать.

Если вынашиваются планы приобрести нескольких комплектов, то стоит обратить внимание на педалборд. Это специально разработанное устройство, предназначенное для крепления всего оборудования в определенной последовательности и соединения их между собой при помощи проводов

Оно помогает комбинировать действия в нужной последовательности. Благодаря ему хранение и транспортировка оборудования происходит без особых проблем.

Noise Gate

И на сцене, и в студии электрогитара производит довольно много различных посторонних звуков, требующих маскировки. Это могут быть и случайно задетые струны, и фон, и щелчки от переключения звукоснимателей, и многое другое. Эти лишние звуки хорошо слышны только в паузах; при наличии же полезного сигнала они маскируются последним и практически незаметны на слух. Нойс гейт, или иначе шумоподавитель порогового действия, помогает решить эту проблему. Непрерывно следя за уровнем входного сигнала, он определяет, когда величина сигнала снизится до определенного значения, и перестает пропускать сигнал на выход. Когда сигнал поднимется до определенного уровня, выход устройства вновь открывается, причем его закрывание и открывание производится плавно и мягко. Обычно уровни срабатывания и отпускания шумоподавителя имеют различную величину, а для защиты от случайных переключений предусмотрена специальная система контроля. Как правило, педальное исполнение этого устройства позволяет управлять такими его параметрами, как регулировка порога срабатывания, времени нарастания и затухания сигнала.Шумоподавитель ставят ближе к концу линии эффектов, но до дилэя и ревербератора, так как последние помогают замаскировать шум, который может появиться при переключениях шумоподавителя.

Tremolo

Это еще один из вариантов вибрато- амплитудное вибрато. Когда-то этот эффект был популярен, а теперь он всеми забыт, несмотря на то, что с его помощью можно добиться интересного звучания. На слух тремоло воспринимается так, как если бы при игре на гитаре ручку громкости быстро (с частотой несколько герц) вращали из одного положения в другое. Устройство, реализующее этот эффект, представляет собой обычный электронный регулятор громкости, управление которым осуществляется генератором, вырабатывающем колебания инфранизкой частоты, при этом форма импульсов, производимых генератором, может быть различной (треугольной, синусоидальной и т.п.). Соответственно, различным будет закон модуляции сигнала, а значит и воспринимаемый на слух эффект.Наиболее известное музыкальное произведение, где используется тремоло- это композиция «Money» группы «Pink Floyd» (альбом «Dark Side Of The Moon», 1973).

Виды популярных моделей

Цифровые гитарные преображения появились в начале восьмидесятых. В основе их производства лежала аналоговая схема. Проще говоря, на усилитель подавался чистый сигнал. В цифровых аналогах благодаря конструкциям происходит преобразование сигнала в цифровой поток битов и только потом изменяется в аналоговый. И сегодня нет единого мнения, какой лучше купить. Цифровые, по мнению покупателей, считаются более качественными.

Что лежит в основе критерия выбора, помимо популярности моделей? Идея и стиль! Аналоговые приборы готовы удивить чистым плотным звуком. Но даже самые дорогие цифровые конструкции проявляют артефакты воздействия на звук. Однако, нельзя сбрасывать со счетов такие безоговорочные преимущества:

  • универсальность исполнения;
  • максимальная точность.

Данное устройство является носителем большого количества действий с широким диапазоном.

Разнообразие гитарных эффектов

Эффекты перегруза.

Это самые распространенные и узнаваемые виды эффектов. Изначально, они появились, когда вход гитарного усилителя впервые стали перегружать. Перегруз искажает изначальный гитарный сигнал путем ограничения его по амплитуде, в результате чего достигается такое мощное рычащее звучание. Это именно те самые эффекты, которые придают гитаре рок звучание. По уровню перегруза делятся на 3 типа (от меньшего к большему):

  • Овердрайв (Overdrive)
  • Дисторшн (Distortion)
  • Фуз (Fuzz)

Овердрайв

Овердрайв это самый мягкий перегруз. Звук насыщается теплыми гармониками и так кардинально не ограничивается по амплитуде, как при дисторшене. Полученный звук звучит тепло и объемно. Эффект широко используется в исполнении блюза и классического рока. Самый классический представитель овердрайвов это педаль Ibanez Tube Screamer. Также большую популярность нашли педали фирмы Boss – Boss SD1 и SD2 к примеру.

Дисторшн (Distortion)

Дисторшн уже имеет побольше рыка и мощи, что достигается более большим уровнем искажения. Звучание гитары при его использовании становится ярким, резким и пробивным Этот эффект широко применяется в металле, начиная от классического хэви метала и заканчивая экстремальными стилями типа Death и Black Metal.

Фуз (Fuzz)

И когда уровень искажений имеет очень большую степень, такой перегруз уже называют фуз. Эффект довольно специфический, не особо популярен в современной гитарной музыке.

Основные регуляторы гитарных педалей Distortion.

Самый минимум это три крутилки на педали:

  • Громкость (Volume). Отвечает за громкость выходного сигнала.
  • Гейн (Gain). Отвечает за уровень перегруза.
  • Тон (Tone). Регулятор баланса верхних и нижних частот.

На разных моделях могут быть еще дополнительные ручки. Например, вместо тона, многие производители на свои модели ставят отдельные ручки регулировки частот. То есть, по сути, ставят эквалайзер. Например, на педали Metal Zone от фирмы Boss, эквалайзер 5-ти полосный. Помимо стандартных НЧ, СЧ и ВЧ, вы даже можете отдельно настраивать верхние и нижние диапазоны средних частот.

Пространственные эффекты.

Эти типы эффектов добавляют как бы глубину, пространство в ваш звук. К ним относят реверберацию и дилей.

Реверберация добавляет эхо, будто вы сидите в большой комнате. Педали реверберации или просто ревербераторы дают возможность регулировать глубину или объем этой абстрактной комнаты. Основные регуляторы педали реверберации:

  • Объем комнаты (Time). Позволяет настраивать глубину эффекта. Короткое или длинное эхо.
  • Баланс между обработанным и сухим сигналом (Mix).
  • Громкость эффекта (Volume).

Дилей технически подмешивает к основному сигналу его же повторы, что также дает эффект эха. Количество и частоту повторов можно регулировать. Обычно дилей применяется в соло на перегрузе, чтобы получить такой певучий космический звук. Благодаря ему, звучание становится более плотным. Педали задержки бывают аналоговые и цифровые. Основные регуляторы педали следующие:

  • Время задержки (Delay Time) – время между повторами.
  • Количество повторов сигнала (Feedback)
  • Громкость повторов или баланс (Level или Mix)
  • Громкость обработанного сигнала (Volume)

Фильтры

Под таким общим названием находятся наверно вторые по популярности гитарные эффекты после дисторшена – квакушки (Wah-Wah). Квакушка представляет собой большую подвижную педаль. При нажатии на которую появляется тот самый квакающий звук. Принцип действия заключается в том, что когда вы на нее нажимаете, усиливается определенный диапазон частот, а когда отжимаете, наоборот ослабляется. Поэтому кваки и относят к фильтрам.

Педали эффектов для электрогитары бывают «ручного» и автоматического типа. Первой непосредственно управляет гитарист в реальном времени, вторая срабатывает в определенно заданных условиях автоматически. Срабатывание такого эффекта может определяться следующими факторами:

  • Время. Фильтр меняет частоты по истечению заданного интервала времени.
  • Динамика. Фильтр начинает работу, при изменении громкости исполняемой музыки.

В современной музыке можно довольно часто на соло партиях услышать этот эффект, так как он дает много выразительности. Но главное не перебарщивать, как например Кирк Хэммет.

Продолжение во второй части.

Устройства для создания гейновых эффектов

Дисторшн (Distortion) получил широкое распространение среди музыкантов, играющих тяжелый рок. Образуется за счет сильного перегруза выходного сигнала. Звуковые волны резко обрезаются, звук получается более резким. Он характеризуется суровостью звучания, а сустейн увеличивается. Обычно дисторшн представляет собой напольную педаль, на которой есть ручки увеличения перегруза, настройки звуковых частот и громкости.

Самое легкое и объемное звучание дает гитарная педаль овердрайв (Overdrive). Ее применяют для исполнения сольных партий музыканты, играющие классический рок и блюз. Примочка плавно ограничивает амплитуду звучания, поэтому звук получается немного теплее, чем дисторшн, более похож на акустический.

Фузз (fuzz) — самое жесткое искажение. Оно обеспечивает резкое ревущее звучание, которое было свойственно музыке 60-х годов. При помощи эффекта дисторшн легко можно имитировать фуззовый тон: выкрутить до предела ручку перегруза, затем настроить тон.

Equalizer

Эквалайзеры представляют собой многополосные регуляторы тембра, позволяющие осуществлять одновременную и взаимонезависимую регулировку на нескольких частотах. Эквалайзеры бывают двух типов- графические и параметрические; помимо студийных приборов, оба типа выпускаются в виде гитарных педалей.Графические эквалайзеры являются многополосными регуляторами тембра с фиксированными полосами частот коррекции. Количество полос может сильно колебаться- от трех до 31 (так называемые третьоктавные эквалайзеры), гитарные же педали обычно представляют собой 7-полосные эквалайзеры. Как правило, в таких примочках принимаются следующие значения центральных частот: 100Гц, 200Гц, 400Гц, 800Гц, 1,6кГц, 3,2кГц, 6,4кГц (для бас-гитары значения несколько другие). В качестве регуляторов в графических эквалайзерах применяют движковые потенциометры, поэтому, сформировав нужную амплитудно-частотную характеристику, ее вид можно наглядно наблюдать по положению ручек регуляторов (из-за этого такие эквалайзеры и называются «графическими»).Параметрический эквалайзер позволяет изменять не только спад/подъем определенной полосы частот, но и выбирать центральную частоту и ширину полосы. Встречаются эквалайзеры, не позволяющие изменять ширину полосы (например отечественная педаль «Лель ЭП»), тогда такие эквалайзеры называются квазипараметрическими. Обычно в гитарных педалях число регулируемых полос равно трем.Какой же эквалайзер лучше применять? Если требуется скорректировать общий гитарный саунд, то несомненно лучший выбор- это графический эквалайзер с его большим количеством регулируемых полос во всем частотном диапазоне гитары. Параметрический же эквалайзер годится для более «тонкой» работы- ослабить или поднять какую-то конкретную частоту, например частоту фона или частоту «темных» нот, встречающихся на грифе гитары (о «темных» нотах речь пойдет во второй части статьи), хотя, конечно, ничто не мешает использовать его также, как и графический эквалайзер.В цепи эффектов эквалайзер обычно ставится там, где требуется изменить характер звука, убрать или получить «пик» на определенной частоте. Его не следует ставить перед компрессором, который сгладит амплитудно-частотную характеристику, сформированную первым устройством.

Группы гитарных эффектов

Гитарное производство развивалось годами, за это время было создано множество эффектов. Удовлетворяют запросы музыкантов, соответствуют жанру.

По принципу искажения делятся на несколько групп:

  1. Гейновые отличаются суровостью. Работают с пределом громкости звука.
  2. Динамические гейновые обрабатывают звук, откликаясь на уровень громкости.
  3. Гейты управляют сигналом, но не снижают диапазон звучания. Их называют также «шумодавы».
  4. Тоновые действуют на частоты, изменяя тональность звука.
  5. Модулирующие придают экспрессию, украшают звук.
  6. Эмулирующие создают эмуляцию со звуками и эффектами такими, как эхо, задержка, акустическая гитара.

Швейцарская компания Behringer, основанная в 1989 году, является одним из крупнейших производителей, занимающимся изготовлением профессионального звукового оборудования.

В линейке товаров многих брендов есть недорогие, но качественные гитарные аксессуары для искажения звучания, а также усилители, процессоры и селекторы.

Кейс для педалборда

Для удобства транспортировки гитарных педалбордов используются кейсы. Существует два вида кейсов – soft case и hard case. Soft case – это обычная мягкая сумка, похожая на сумку для ноутбуков. Hard case – это кейс жесткой конструкции, устойчивый к физическим воздействиям.

Наиболее популярным вариантом является soft case. Сумками по умолчанию укомплектованы педалборды основных производителей: Pedaltrain, Yerasov, T-Rex, Gator, E&N. Обычно сумка продается в комплекте с самим педалбордом, но в случае необходимости ее можно приобрести отдельно.

Между собой кейсы разных производителей (кроме продукции BOSS) практически не отличаются. Мягкие сумки выполнены из ткани с подкладками из поролона. Жесткие кейсы сделаны из многослойной фанеры. Углы и грани кейсов укреплены алюминиевыми или жестяными уголками. Педалборд от повреждений защищен волнистым поролоном.

Стоимость наиболее популярного soft case Pedaltrain варьируется от 5500 рублей для педалборда Nano до 9000 рублей для самого большого в линейке педалборда Novo 32.

Стоимость Soft case вместе с педалбордом от компании Yerasov составляет 5990 рублей на момент написания статьи.

Жесткие кейсы для педалбордов приобретаются отдельно. Они выглядят как удлиненные чемоданы. Самые большие кейсы оснащены колесиками для удобства транспортировки.

Цены на жесткие кейсы Pedaltrain и T-Rex начинаются от 7000 рублей. Фирмы Gator и West Coast Pedalboard предлагают более дорогие решения. Здесь цены стартуют от 14000 рублей. Отличие кейсов этих фирм от популярных моделей заключается в использовании более дорогих материалов и внешней отделке толексом.

Жесткий кейс для педалборда обычно выбирают гастролирующие музыканты, для которых первоочередным является вопрос сохранности оборудования в дальних поездках по стране и миру. Вес в таком случае не играет большой роли. Для простых гитаристов, которым приходится постоянно носить свой педалборд на репетиции, намного удобнее использовать мягкие сумки, которые можно повесить через плечо и которые не добавляют лишних килограммов в вес переносимого оборудования.

Для транспортировки самодельных педалбордов используются как фабричные кейсы подходящего размера, так и подручные средства: спортивные сумки, рюкзаки и даже старые советские чемоданы. Последний вариант является наиболее популярным из-за внешней эффектности.

О том, какие педали эффектов использовать, делать борд самому или купить готовый, можно рассуждать бесконечно долго. Универсальный совет гитаристу, решившему собрать собственный гитарный педалборд, – подсмотреть борд любимого музыканта и попытаться скопировать его.

Из чего состоит педалборд

Классический гитарный педалборд состоит из самой «доски», блока питания и педалей.

Несмотря на то, что строгих правил формирования собственного борда нет, большинство музыкантов используют примерно одинаковую схему коммутации эффектов: квакушка, перегруз, модуляция, дилей, ревербератор. Но в целом педали в педалборде можно располагать по своему желанию. Все зависит от конкретного стиля музыки и предпочтений самого гитариста. Так, например, знаменитый Эдди ван Хален располагал педали модуляции перед педалями перегруза. А артисты, работающие в жанрах shoegaze, post-rock, ставят дисторшн в конец цепи для создания замыленного «грязного» звука.

Нередко последовательность педалей в педалборде зависит от порядка и частоты включения эффектов во время исполнения композиций на концертах.

Подбор педалей – дело вкуса каждого гитариста. Наиболее известными производителями примочек являются BOSS, MXR, Maxon, Strymon, Fulltone. Из отечественных компаний стоит выделить фирму Yerasov. Их продукция которой востребована не только в России, но и за рубежом. Педали Yerasov, например, использует известный гитарист Виктор Смольский. В целом сейчас существует огромный выбор примочек под те задачи, которые ставит перед собой каждый гитарист.

Важнейшим элементом педалборда является питание. От него зависит не только работоспособность всей конструкции, но и звук. Для любого опытного музыканта не является секретом, что дешевые блоки питания и «гирлянды» портят звук, создают наводки и неприемлемый уровень фона.

Еще 10-15 лет назад проблема питания стояла достаточно остро. Кто-то из музыкантов использовал для каждой педали отдельный адаптер, кто-то мучался с заменой батареек перед каждым концертом. Сейчас производители предлагают гитаристам блоки питания с необходимым количеством изолированных выходов с различным напряжением и силой тока.

Наибольшей популярностью пользуются блоки питания компаний T-Rex, CIOKS, Voodoo Lab, MXR. Продукция этих брендов зарекомендовала себя в концертной деятельности большинства известных гитаристов.

Что нужно новичку для получения объёмного качественного звучания?

Те, кто, собравшись с духом, приобрели заветный инструмент, могут заметить, что его звучание далеко от желаемого

Проблема заключается в том, что к электрогитаре необходимо приобрести жизненно важного оборудования. К которому относят:

  • Гитарный усилитель. Он не только делает звук громче, но и влияет на структуру и тембр звучания.
  • Процессор эффектов. Электронное устройство модулирующее звучание определенных усилителей (существующих на рынке и разработанных изготовителем).
  • Педали эффектов. Электронное приспособление, обрабатывающее звук электрогитары и выступающее промежуточным звеном между инструментом и усилителем. Он искажает чистый звук и благодаря ему можно услышать привычный и хорошо узнаваемый звук.

Педали гитарных эффектов открывают перед новичком безграничное поле возможностей. Они качественно преобразуют оригинальный звук и делают его практически неузнаваемым. С их помощью музыканты открывают новые возможности. В умелых руках создают совершенно новые звуки и подчеркивают в песне те или иные моменты.

Кроме того, здесь установлены регуляторы объёма и интенсивности одного определенного эффекта (реверс, хорус и др.). В редких случаях встречаются модели, воспроизводящие определенную мелодию (хорус с фланжеромом, вибрато с тремоло). В этом случае компрессор переключается в режим экспандера. Мульти эффектные только цифровые устройства.

За счет модульности совмещают различные звучания в производном порядке. Существуют определенные правила касающиеся размещения дисторшена и овердрайва в цепи, но авангардисты в своих экспериментах пренебрегают даже ими.

Для питания педали достаточно бытовой электросети с напряжением 220 В, предварительно подключив адаптер, снижающий показатель до 9 В. Допускается вариант с использованием батареек типа «Крона».

Применение блока питания снижает затраты на приобретение батареек при частом использовании (особенно, если их несколько). Единственное достоинство батареек заключается в мобильности. Это актуально, если репетиции протекают вдали от сети электропитания.

Как сделать педаль самостоятельно

Чтобы сделать педаль своими руками нужно уметь читать электронные схемы и паять. Учитывайте, что педалью управляют при помощи ног, поэтому она должна быть надежной и крепкой.

Пошаговые действия:

  1. Найдите схему примочки, которую собираетесь сделать. Постарайтесь выбрать не слишком сложный шаблон с минимальным количеством компонентов.
  2. Определите названия компонентов, которые необходимы. Приобрести их можно в любом магазине радио-товаров.
  3. Все соединения в схеме обозначьте нумерацией по порядку, чтобы ничего не упустить при сборке.
  4. Соедините всю последовательность электронных компонентов при помощи специальных проводков на макетной плате, затем протестируйте ее.
  5. Если схема работоспособна, перенесите ее на подготовленный фольгированный текстолит с развязкой соединений.
  6. Повторно протестируйте полученную схему.
  7. Сконструируйте корпус педали и поместите в него плату, выведите органы управления на переднюю панель.
  8. Соедините примочку с гитарой и с усилителем посредством двух кабелей.

Существует разнообразие гитарных аксессуаров, которые применяются как к электро- и бас-гитарам, так и к электроакустическим. В зависимости от стиля музыки и собственных предпочтений, музыкант может собрать коллекцию гитарных примочек. Если устройств слишком много, то для хранения и транспортировки изготавливаются специальные педалборды.

Сравнение педалбордов Boss и Yerasov

Наиболее популярными педалбордами среди музыкантов-любителей в России являются продукты компаний Boss и Yerasov. Это оптимальные решения по соотношению цена/качество/доступность.

Boss предлагает музыкантам пластиковые педалборды-кейсы, которые удобно транспортировать. Недостатком Boss является то, что их продукт предназначен для использования только с примочками собственного производства. Это не очень удобно для тех музыкантов, которые помимо продукции Boss используют педали других популярных фирм. С другой стороны, если гитарист пользуется только педалями Boss, то такой педалборд-кейс станет для него отличным решением.

Купить педалборд от фирмы Boss можно у дилеров компании в магазинах Музторг, Pop-music, Pedalzoo.

Российская компания Yerasov предлагает музыкантам педалборды двух видов: «классический» Floor base педалборд и педалборд SCS.

«Классический» педалборд подходит для любых педалей и коммутируется так же, как и борды от T-Rex и Pedaltrain.

Педалборд SCS предназначен для использования только с педалями Yerasov серии SCS. Коммутация педалей в педалборде SCS осуществляется посредством инновационной схемы, при которой эффекты не нужно соединять между собой гитарными патчами. Вся коммутация осуществляется с помощью разъема на задней панели педалей серии SCS. Эта система избавляет гитариста от необходимости иметь соединительные патчи и думать о блоке питания. Но, с другой стороны, этот педалборд ограничивает творческие изыскания педалями серии, не допуская использования других эффектов.

Педалборд Ерасов можно приобрести на официальном сайте компании или у одного из многочисленных дилеров.

Инструкция как сделать педалборд своими руками

В данном разделе мы кратко поговорим и о том, как сделать основу педалборда самостоятельно, а также о том, как «обустроить» серийный покупной педалборд.

Итак, вы любители хендмэйда и решили сделать каркас самостоятельно. Похвальная тяга к приключениям – в особенности из-за того, что сделать педалборд не так уж и сложно.

Оптимальным решением в качестве материала основы будет дерево. Металлические заготовки найти сложнее, их соединение потребует наличия хотя бы бытового сварочного аппарата и навыков сварки, аналогична ситуация с пластмассой – найти заготовки из противоударного пластика, а также прочно и надежно соединить их между собой очень непросто.

Что подойдет в качестве деревянных заготовок под педалборд? На самом деле много чего: начиная от разобранного бабушкиного шкафа, старых деревянных полок-сушилок, которые ложатся на борты ванной, и заканчивая брусом, заготовками и досками для самостоятельной резьбы по дереву. В идеале взять заготовки под обшивку, поручни, половое покрытие или наличник – они будут уже неплохо сформованы, отшлифованы и в целом готовы к работе.

Как и в случае с покупкой готового педалборда, замеряем с помощью картона необходимый размер педалборда. Запасаемся непосредственно заготовками, пилой или лобзиком, дрелью, с помощью которой делаем крепежные отверстия, рулеткой и карандашом. По нашим замерам распиливаем заготовки на дно: их можно сделать как подогнанными впритык, сформировав цельное дно, так и сформировав несколько рядов примочек, оставив между ними немного пространства. Это и разнообразит внешний вид конструкции, и позволит использовать свободное пространство для протягивания кабелей.

Собираем дно и стойки педалборда: одну из них можно сделать более длинной, чтобы педалборд располагался не параллельно земле, а слегка под углом к музыканту.

Между заготовками дна с изнаночной стороны можно приклеить одну или две рейки, которые увеличат жесткость конструкции.

Далее красим всю конструкцию в цвет, который вам нравится.

Финальная примерка педалей эффектов.

Теперь поговорим о том, как лучше всего крепить примочки на поверхности педалборда. Наиболее популярный и оптимальный на наш взгляд вариант – использование ленты велькро.

Клеим жесткую сторону ленты на педалборд, а мягкую на сами педали (это позволит использовать их и без педалборда, не царапая покрытие пола) – постарайтесь, чтобы площадь соприкосновения была максимально большой.

Другие варианты крепежа – двусторонний скотч, пластиковые стяжки, клей – имеют множество недостатков: одни из них ненадежны, другие более затратны и трудоемки, жесткий крепеж на клей и вовсе лишает вас возможности менять расстановку или арсенал педалей на борде без ухудшения его внешнего вида.

После того, как вы продумали крепление педалей, остается финальная отделка. Для начала прикрутим резиновые ножки-прокладки, которые не позволят нашем handmade педалборду ёрзать по полу и убегать от нас все дальше и дальше после каждого нажатия на педали эффектов.

Финальный аккорд – готовим патч-кабели и растачиваем под них отверстия.

К слову, такая конструкция открывает для нас возможности экспериментов – вместо традиционного общего блока-питания вы можете закрепить на скрытой стороне конструкции обычный бытовой удлинитель или сетевой фильтр : ))

В чем разница между покупным серийным педалбордом и созданием оного своими руками? Все достаточно просто:

  • Самостоятельное изготовление обычно дешевле и в разы интереснее, но…
  • … серийные модели смотрятся более привлекательно, они более надежны.
  • Большинство моделей готовых педалбордов выполнены в виде кофра – то есть они имеют верхнюю крышку. Это более удобно и безопасно при транспортировке.
  • Соответственно готовые педалборды-кофры имеют ручки для удобной переноски – к самостоятельному девайсу вам придется приобрести сумку или носить его в рюкзаке.

Построение цепи

В Интернете найдется огромное количество принципов построения цепи эффектов. Придерживаться их или нет — личное дело каждого, но не бойтесь экспериментов. Многие знаменитые гитаристы ломают правила ради получения желаемого звука, поэтому если какая-то комбинация или порядок педалей нравится вам своим звуком, то не отказывайтесь от нее.

В вопросе построения цепи как никогда работает пословица «Сколько людей, столько и мнений». Давать какие-то определенные рекомендации или нерушимые правила мы не будем. Вместо этого приведем одну из стандартных последовательностей того, как собрать педалборд и построить цепь эффектов.

Одна из типовых схем расположения эффектов в педалборде

Позиция 1. Фильтры

Квакушки, контроллеры огибающей и прочие динамические фильтры в основном реагируют на атаку при игре на гитаре. Не ограничивайте динамику сигнала компрессией или перегрузом, сужающим динамический диапазон звука.

На первом месте в цепи эффектов гитаристы часто ставят педаль wah-wah или ставят ее перед дисторшном. Хотя и здесь не обходится без исключений: к примеру, Том Морелло из Rage Against The Machine ставит квакушки ближе к концу цепи.

Позиция 2. Компрессоры

Компрессоры снижают уровень шума всего, что установлено перед ними. По этой причине педали компрессора лучше ставить как можно раньше в цепи.

Позиция 3. Дисторшн, овердрайв

Педали дисторшна и овердрайва любят работать с немодулированным сигналом. Так как генерируемые при перегрузке сигнала гармоники придают звуку больше мощи и яркости, педали дисторшна и овердрайва лучше помещать перед эффектами хоруса, фейзера или флэнджера.

Позиция 4. Модуляция

Тремоло, хорус, фейзер и флэнджер великолепно проявят себя в этой позиции из-за уже упомянутого воздействия дисторшна/овердрайва на звук.

Позиция 5. Педаль громкости/экспрессии

Педаль громкости поддерживает постоянный уровень сигнала электрогитары, чтобы инструмент звучал громко даже при низкой общей громкости.

Педаль громкости стоит расположить перед дилэем и реверберацией. Это позволит сохранить действие этих эффектов на звук даже в тех случаях, когда громкость была обрезана педалью.

Позиция 6. Дилэй и реверберация

Эффекты дилэя и реверберации принято размещать в конце цепи эффектов. Причем дилэй обычно ставится строго перед педалью реверберации. Расположение этих эффектов перед дисторшном или овердрайвом может привести к непредвиденным скачкам уровня громкости всех эффектов в цепи.

Что такое педалборд

Педалборд (или просто, «борд», «доска») – это скоммутированная цепь гитарных педалей, расположенных на металлической, пластиковой или деревянной основе и подключенных к единому источнику питания.

Изначально педалборд – это обычная доска, к которой гитаристы крепили свои педали. Сейчас же производители предлагают музыкантам борды самых разных форм и конфигураций. От самых простых решений на 4-5 примочек, до сложных конструкций в несколько ярусов со встроенным питанием и возможностью управления по MIDI.

Размеры самых популярных моделей педалбордов варьируются от 35*14 см до 107*37 см. Для мировых звезд производители производят кастомизированные доски с идеально подобранными размерами.

При изготовлении педалбордов используются легкие, но, в то же время, прочные алюминиевые сплавы. Это необходимо для того, чтобы облегчить вес всей конструкции. Ведь полностью скоммутированный педалборд из 10-15 примочек вместе с кейсом и проводами может весить 20 – 30 кг.

Преимущество использования педалборда заключается в том, что гитаристу нет нужды каждый раз заново коммутировать педали перед выступлением или записью. В педалборде все педали уже расставлены нужным образом, соединены и запитаны. Кроме того, педалборд намного удобнее в транспортировке, ведь педали не нужно прятать в коробки и искать подходящую сумку. Педалборд укладывается в жесткий кейс и перемещается вместе с остальным оборудованием артиста.