Ламповые гитарные усилители

Содержание

Рекомендации по выбору комбика для электрогитары

Попробуем дать несколько общих советов, которые помогут сориентироваться в выборе комбоусилителя.

Определитесь с целью

Перед покупкой комбика вы должны точно знать, зачем он вам нужен. Решите, насколько серьезно ваше увлечение гитарой, как часто вы будете заниматься и какой звук хотите получить.

Во-вторых, подумайте о помещении для занятий. Если у вас есть свободный гараж, то вы спокойно можете поставить себе 100-ваттный стэк Marshall. Но, если вы живете в квартире в многоэтажном доме, то придется ограничиться маломощным оборудованием.

Не стоит тратить лишние деньги на аппарат, чьи возможности вы не будете использовать полностью.

Бюджет для покупки гитарного комбика

Далее определитесь с суммой, которую вы сможете потратить на усилитель. Здесь вам никто не даст однозначного совета. Каждый сам распоряжается своими финансами. Но помните, что очень сложно купить выдающуюся вещь за низкую цену.

Параметры, влияющие на цену

На цену влияют:

  • тип усилителя (лампа, гибрид, транзистор)
  • его мощность
  • новый он или б/у
  • бренд

Комбик Fender Twin будет всегда стоит в разы дороже Yerasov Bluespace. Даже не смотря на одинаковую схему. Просто потому что это Fender.

Если вы не гоняетесь за шильдиками, а ищете звук, то можете обратить внимание на российские аппараты. Обратите внимание! Vintage vs Modern

Обратите внимание! Vintage vs Modern. Некоторые усилители имеют культовый статус

Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey

Некоторые усилители имеют культовый статус. Например, винтажные транзисторные Roland Jazz Chorus и Sunn Beta Lead из прошлого века стоят дороже новых современных ламповых Engl и Peavey.

Лучше ли они в плане звука? Это вопрос спорный.

Последовательность подключения

Если нет возможности приобрести данное оборудование, то для подключения электрогитары непосредственно к компьютеру необходимо использовать полупрофессиональные аудио-карты от тыс. Для этого нужно перенести всего один контакт. Подключение электрогитары к гитарному комбику Гитарный комбик — это устройство, которое включает в себя: предварительный усилитель, тембр-блок, блок обработки звука, блок эффектов, усилитель мощности, акустическую систему и панель управления, которые смонтированы в одном корпусе.
Все просто.
Шаг 8 Далее нужно кликнуть на кнопку ASIO Config, после чего должно появиться окно настройки ASIO драйвера, где вам нужно включить линейный вход и выход на колонки, после этого появится звук. Таким образом сигнал может быть направлен по одному из двух путей.
И наконец «. В основном такой способ применяется для игры на репетициях в музыкальном коллективе, так как в микшерный пульт можно подключить несколько гитар и все они будут звучать через одну акустическую систему.
Это дает хорошую защиту сигнала от наводок и шумов. Системы тремоло Без системы Тремоло.
Этот способ распайки называется разводка земли звездой: В моем случае минусы со всей схемы сводятся к одной точке — потенциометру громкости, где и контактируют с экраном. Она является основой, от которой можно развивать различные эксперименты.
Гриф испытывает достаточно большие нагрузки из-за натяжения струн, и для предотвращения его деформации внутри грифа помещают анкерный стержень см. Теперь определимся, с какой собственно целью мы будет подключать гитару.
VovaMasterZvuk — Схема преампа для гитарных звукоснимателей.

https://youtube.com/watch?v=wvWOQ1XtP-0

↑ Схема усилителя

Саму схему усилителя можно разделить на 3 части: предусилитель, буфер и усилитель мощности. Схему предусилителя я выбирал долго, ибо нужно было добиться хорошего качества минимальной ценой и энергопотреблением. Больших трансформаторов тоже не хотелось делать. Зато у меня валялись 2 советских ТАН-11 с четырьмя обмотками по 28 Вольт и двумя по 6 Вольт. Именно их я и решил использовать. Но анодное напряжение получалось небольшим. Выход был один — использовать известный предусилитель TOMATO. За несколько лет работы у меня дома, этот предусилитель ни разу не подвел, и оказался очень неприхотливым и качественным, при своей простоте. Вопрос о буфере не вставал, использовал стандартный ход на операционном усилителе TL072, включенном с К.У. = 1. Темброблок решил делать фендеровским, уж очень он мне нравится.

В качестве УМЗЧ использовал TDA2005, включенную в мостовом режиме.

Вот что получилось в итоге:

↑ Использованные детали

В предусилителе использованы конденсаторы с рабочим напряжением 250 Вольт, в темброблоке и дальше по схеме 50 Вольт. Конденсаторы в катодах половинок лампы на 50 Вольт. Электролит на 2.2 мкф желательно использовать униполярный, еще лучше не электролит вообще

Попытка миниатюризации

Приведённые варианты питания накала и анода получаются довольно громоздкими: целых два сетевых адаптора. Нельзя ли поминиатюрней? Как-никак в 21 веке живём. Приведу варианты, включая и неудачные – чтобы никто не повторял моих ошибок.

Скажу сразу, вариант питания анода пониженным напряжением в принципе не рассматривается. Где-то в Сети видел ламповый овердрайв с питанием 9 Вольт – в приведённом там сэмпле звук крайне отвратителен. Также мой собственный опыт по реализации преампа на клине с пониженным питанием выдал звук, оставляющий желать лучшего. Поэтому рассматриваем только полноценное высоковольтное питание.

Специализированные высоковольтные dc-dc преобразователи

1. Есть интегральные преобразователи на 300 Вольт, но они дороги. Например, DC-DC преобразователь фирмы Traco Power MHV 12-300 S10 P стоит порядка 200 долларов за корпус. Для радиолюбительской практики это не очень, поэтому далее не рассматриваем.

2. Готовый dc-ac преобразователь 12-220 Вольт с Алиэкспресс. Вот такой:

Стоит дешево. На холостом ходу потребляет порядка 200 миллиампер. На выходе имеется диодный мост, при подключении внешнего конденсатора к которому имеем порядка 300 Вольт. Размеры позволяют вполне встроить его хоть бы в плату преампа:

Но увы, при работе он наводит такие помехи, что сигнал на аноде лампы обрастает высокочастотной «бородой».

3. Интегральные преобразователи Aimtec.

Имеющиеся в широкой продаже интегральные dc-dc преобразователи компании Aimtec относительно недороги, имеют небольшие габариты и не создают помех. Но они не высоковольтные. Самое высокое напряжение, что они выдают, это +/- 24 вольта. Однако +/-24 вольта – это 48 вольт на крайних выводах – почти 50. Соединяем несколько преобразователей последовательно, набираем нужное значение.

Это работает. Ниже приведена схема преобразователя на 300 вольт. Сразу имеем и накал с гальванической развязкой, и анодное питание.

Каких-то помех не обнаружено, можно ставить хоть на одну плату с лампой.

Тональный контроль

Пассивный регулятор тембра соответствует классическому простому и эффективному решению, который формирует большое разнообразие АЧХ тонов.

Схема представляет собой комбинацию фильтра высоких частот (C1, R5) и фильтра низких частот (R4, C2), которые смешиваются вместе линейным потенциометром POT1. Частоты среза обоих фильтров спроектированы так, чтобы их эффект смешения привносил среднюю частоту среза на частоте 800 Гц, когда потенциометр установлен в среднее положение.

Амплитудно-частотная характеристика регулировки тона:

Зеленая линия отклика это регулятор тона, установленный в средней точке, показывающей полосу частот 800 Гц. Общие потери составляют 7 дБ, и около -10 дБ на частоте 800 Гц. Кривые синего и красного цветов соответствуют полному диапазону низких / высоких частот соответственно.

Для воспроизведения чистых звуков лучше всего использовать потенциометр ближе к верхним частотам, это ослабит перегрузку басовых сигналов, и результирующий звук будет более ярким и чистым. Для игры рок / хард / металл подойдет любая позиция, искажения будут более тяжелыми на басах и более панковскими на высоких частотах.

Сборка АС комбика

Наиболее важным элементом при изготовлении является выбор правильного «пакета» для используемых динамиков. Это влияет на окончательный звук АС. Неправильный выбор этих параметров приводит к тому, что громкоговоритель сам по себе издает странные звуки, имеет призвуки. После расчетов и практических изменений, пришло время столярных работ.

Задняя часть была вырезана на 1/3 ширины из-за полуоткрытия колонки, в этом месте лучше всего звучит сетка настройки, вставленная в рамку.

Обертывание колонки заняло весь день. Если хотите, можете использовать транспортные колесики или же резиновые ножки с подстраиваемой резьбой, чтобы выровнять их по полу. Динамики крепятся винтами М6 с самоконтрящимися шайбами, чтобы они не ослабли от вибрации.

Внутри были приклеены и привинчены полосы 25×25 мм для придания жесткости конструкции против сильных вибраций. Для эстетической отделки передняя часть была сделана из дерева, так называемая четверть круга, вырезанная по размеру. Центр был покрашен матовой черной акриловой краской, затем подрезаны все отделочные материалы и теперь можно вкрутить динамики. Конкретные размеры не указаны, так как они вытекают из расчетов и типа используемых динамиков. После сборки вот окончательные фотографии работы.

Соединять динамики между собой внутри колонки можно разными способами:

Транзисторные комбоусилители

С развитием электроники вслед за ламповыми комбиками появились транзисторные. Новая технология позволила снизить вес и размер усилителей, сделать их более надежными в эксплуатации.

Перечислим плюсы и минусы транзисторных комбоусилителей в сравнении с ламповыми.

Плюсы:

  • небольшая цена;
  • легкость и компактность;
  • удобство транспортировки из-за меньшей чувствительности к ударам и тряске;
  • надежность работы;
  • отсутствие дополнительных трат на замену деталей (как ламп в ламповых комбо);
  • хорошая регулировка громкости: даже на малых оборотах – приемлемый звук.

Гибкая настройка громкости при хорошем качестве звука делает транзисторные комбики удобными для домашних репетиций. Можно играть и громко, и тихо. Репетировать в любое время. При этом – не создавать лишнего шума, например, ночью. Ведь его так не любят соседи.

Минусы:

  • качество звука уступает ламповому;
  • дорогой ремонт в случае поломки.

Транзисторные комбики совершенствуются и по сей день. Диапазон цен на них широк: каждый найдет то, что хочет. Считаются хорошим вариантом для новичков. Хотя на практике – не только для них. Пригодны для небольших помещений. При грамотном обращении с устройством и владении электрогитарой позволяют достичь хорошего звука.

Громкость не главная цель

Многие считают что усилитель для наушников нужен только для более громкого прослушивания музыки. На самом деле ценность этого гаджета несколько больше. Любые наушники являются сложной нагрузкой для источника звука. Еще больше это высказывание справедливо, если наушники арматурные, гибридные, изо-/орто- динамические или более экзотичные.

Основной проблемой обычно является нехватка выходного тока источника звука. С другой стороны большинство современных источников не могут выдать сигнал достаточного уровня для раскачки высокоомных наушников, например студийных наушников.

Еще больше картину портит тот факт, что любой динамик имеет паразитные параметры — индуктивность и емкость. Для источника звука они создают определенные проблемы. Импеданс наушников зависит от частоты, и источник звука должен уметь с эти справляться. Есть и другие важные для звука аспекты, но не будет глубоко уходить в технические дебри.

Если обобщить, то главной задачей усилителя для наушников является согласование источника сигнала с наушниками. При этом должно быть сохранено исходное качество звука, а сигнал на выходе должен иметь бОльшую мощность чем на входе.

КОМБОУСИЛИТЕЛЬ ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ

Представляем описание ещё одного варианта реализации комбика для игры на электрогитаре (первый есть тут). Сначала хотелось сделать усилитель (ламповый), но нужно же было к чему-то подключить его, поэтому начали с динамиков.

По опыту известно, что хороший звук гитары имеет частотную характеристику от 75 Гц. Должно быть подключение к усилителям со стандартными выходами, то есть 4, 8 и 16 Ом. Максимальная реальная мощность 100 Вт для домашнего использования, если потребуется то добавляется ещё АС на 2 динамика и уже будет 200 Вт. Конечно цена изготовления комплекта должна быть ниже цены магазинного с теми же параметрами, иначе смысл сборки своими руками теряется.

Гитарный предварительный усилитель — схема

   Предварительный гитарный усилитель паяем на отдельной плате, позже помещённой в экран от помех. Фото платы предусилителя показано ниже. Его основа два операционных усилителя с блоком регулировки тембров и усиления.

   Это простое, но проверенное схемное решение, которое обеспечивает отличную тональность всего диапазона. Конструкция идеально подходит для тех гитаристов, которые хотели бы получить отличный звук. Элементы управления тембром имеют достаточный диапазон, чтобы охватить практически что угодно, от скрипки и до бас-гитары.

   Предусилитель использует двойной операционный усилитель для усиления. Транзистор, включен по схеме эмиттерного повторителя и имеет низкое выходное сопротивление, после мастер-регулятора громкости. Как показано на схеме, есть типичный гитарный вход, с которого можно получить очень жирный овердрайв, а затем настройку подходящего уровня

Обратите внимание, что при использовании операционного усилителя TL072, возможен шум с большим количеством высоких частот. Настоятельно советуем использовать OPA2134 —  операционный усилитель от Texas Instruments, тогда вы получите действительно самый тихий гитарный усилитель, который вы когда-нибудь слышали!

   Питание модуля подключается непосредственно к главной шине +/-35 В усилителя мощности. Использовать надо стабилитроны (D5 и D6) 1 Вт, и резисторы R18 и R19, на 680 Ом, должны быть тоже по 1 Вт.

   Для большего усиления, советуем уменьшить R11 — минимум до 2,2 кОм. Если переключатель bright делает звук слишком яркий (слишком много высоких частот), надо увеличить резистор R5. Диоды на выходе предназначены для того, чтобы предусилитель создавал «мягкие» ограничения при повышении громкости.

   Убедитесь, что входные разъемы изолированы от корпуса. Это помогает предотвратить шум, особенно когда гитарный усилитель подключен к другой сети питания.

Строение гитарных ламповых усилителей

Для начала напомню, что гитарный усилитель состоит из следующих частей: предусилитель (или преамп), усилитель мощности и кабинет (динамик для воспроизведения звука и его корпус). В классических гитарных комбоусилителях преамп и непосредственно усилитель собираются на лампах. Наиболее распространёнными лампами являются модель 12AX7.

Лампа 12AX7

А вот как выглядит гитарный комбоусилитель, собранный на лампах изнутри. Собственно невооружённым глазом можно увидеть четыре лампы. Этот экземпляр от компании Fender 1956 года выпуска.

Для интересующихся радиолюбительством приведу пример одной из схем лампового гитарного усилителя.

Схема гитарного усилителя Fender

Так как первыми усилителями для гитары были именно ламповые экземпляры, то их принято считать за эталон. Модели, произведённые в 50-х или 60-х годах двадцатого века, являются большим раритетом, а также очень ценятся серьезными музыкантами и если их продают, то за очень большие деньги. Вообще, наверное, каждый гитарист мечтает иметь у себя ламповый комбик. Современные аппараты именитых брендов  также стараются делать наподобие старых, эталонных. Используют в конструкции лампы, но также применяют и современные технологии. В названии таких моделей чаще всего присутствуют названия их предшественников в дань памяти, а также для более успешного маркетинга.

Как купить комбик и не ошибиться

Покупка в магазине

Это самый безопасный и самый дорогой способ приобретения оборудования. С одной стороны, вы получаете гарантию и возможность вернуть бракованный товар. С другой стороны, переплачиваете значительную сумму денег.

Кроме того, ассортимент в музыкальных магазинах большинства российских городов крайне мал. В наличии обычно несколько не самых лучших транзисторных или цифровых комбиков и один ламповый усилитель.

Интересную же модель нужно заказывать и переплачивать еще больше.

Покупка б/у усилителя

Если вы не хотите покупать с рук, то можете воспользоваться услугами музыкальных комиссионок. Цена выйдет чуть дороже, но гарантией честной сделки будет являться репутация магазина. Среди самых известных музыкальных комиссионок России “Guitarbank” и “Музкомиссионка”.

Итак вернемся к нашим баранам…

Получается вопрос решен?! Идем в магазин и покупаем себе гитару-голову-кабинет и радуемся? Да, это отличный вариант! Но… Не для начинающего гитариста и не для дома… Первое, что вам бросится в глаза и скорее всего не понравится, будет ценник на такие усилители. Второе, что бросится в глаза , или даже загородит взгляд, это их размер.  Что-то мне подсказывае: домашние будут слегка в шоке. Но это еще не все… Дело в том, что эти усилители предназначены для озвучивания концертных площадок, а не квартиры в хрущевках, и громкость их работы избыточна в десятки раз.

Ну вот приплыли… Нужно альтернативное решение…
Надо сказать, что этим вопросом занимаются инженеры всех компаний, выпускающих музыкальное оборудование. Есть множество решений — процессоры, моделирующие комбо-усилители, мини-усилители, педали перегрузов и т.д.  Но об этом поговорим в другой раз. Главное, что нам надо знать и запомнить раз и навсегда: это все СУРРОГАТЫ! Ну, то есть попытка как можно более дешево заменить  женщину сами знаете чем…  Настоящий звук гитары для тяжелой музыки, и не только, делаю только  лампы!  И вот тут конечно начнется дикий спор и срач! Спокойно товарищи! Конечно ценители цифрового звука могут рассказать множество хорошего о современных процессорах. Конечно многое современное оборудование в слепом тесте часто работает не хуже лампы, а для звукозаписи может даже лучше. Но мы все должны, не смотря на наши вкусы и предпочтения, согласится с одной простой и честной аксиомой – лампа — это классика и эталон. Процессоры пытаются лампу эмулировать, пусть и хорошо. Транзисторные скрипелки почти всегда унылое Г.

Итак, мы снова в магазине. И смотрим на все многообразие, но уже с одним единственным вопросом. Где и в чем тут есть канал ЛАМПОВОГО ПЕРЕГРУЗА? И вы удивитесь, как резко сократится ваш выбор. Вариантов стало в разы меньше, но один из них — это приобретение отдельного лампового преампа. Конструктивно это устройство представляет из себя тот самый «LEAD» — канал взрослого лампового усилителя, просто выполненный  отдельным устройством. Смотрим схему:


Такое решение сохраняет все преимущества настоящего лампового звука и полностью освобождает вас от его недостатков. Такие решения выпускаются многими компаниями. Например АМТ, ENGL, Yerasov и, конечно, нами.  Достаточно купить любой недорогой гитарный комбик с одним чистым каналом и, подсоединив к нему преамп. получить теплое ламповое счастье. Преамп подключается в чистый канал, и задачей комбика остается только усиление уже сформированного звука.

Все что хотел — сказал. Всем хорошего звука!

Примеры звука

Исходный «опорный» звук – просто запись в линию.

Guitar.ru · Запись в линию

Через лампу:

Guitar.ru · Запись через лампу

Чувствуется, что звук стал более прозрачным, ярким. Играл через такой преамп долгие годы в транзисторный комбик; однажды воткнулся напрямую и поразился – настолько мутным показался звук без лампы. Перейдя на ламповый комбик, ламповый преамп снял с «боевого дежурства» – там от его применения эффекта нет.

При использовании нескольких примочек втыкайте данный преамп после полупроводникового овердрайва – в этом случае звук станет более читаемым. Также хорошие результаты показал он на басу: звук становится более ярким, в особенности с бриджевого датчика; басить при этом нисколько не мешает.

А сейчас небольшая попытка теоретического изыскания.

История появления

Этапы появления устройства:

  1. Первые комбоусилители предназначались для акустических гитар. Благодаря гавайской музыке, которая была очень популярна, возникла необходимость в усилении звука. Так, в 1930-е годы изобрели первые усилители. Они состояли из конденсаторов, накапливающих электрический заряд, и выпрямителей ламп.
  2. В 50-х годах начались эксперименты над уже созданным первым комбоусилителем. Развитие рок-н-ролла и блюза требовало большей мощности звучания, поэтому слишком мягкий и чистый звук уже не подходил под новые веяния музыки. Первые звоночки искаженного звука появились при перегрузке усилителя, выводя все регуляторы на максимум.
  3. 60-е годы знаменуются экспериментом Дэйва Дэвиса, который нестандартно подключил аппаратуру и тем самым получил предусилитель. Теперь это неотъемлемая часть системы.
  4. В 1947 году изобрели транзистор, который в 60-е заменил ламповое усиление. Это позволило удешевить устройство.
  5. В дальнейшем были придуманы разные педали эффектов и дополнительное оборудование для безопасного получения качественного звука.

Выходной аттенюатор LM386

Выходная мощность LM386 слишком высока для наушников. Обычно наушникам требуется всего 1 мВт (при 32 Ом) для разумно хорошей громкости. В зависимости от питания LM386 может выдавать до 1000 мВт (1 Вт), поэтому для снижения этой выходной мощности ниже порогового значения устанавливается последовательный резистор. Эта вспомогательная нагрузка будет принимать на себя часть мощности, передавая наушникам лишь необходимое количество энергии.

Амплитудно-частотная характеристика выходного аттенюатора:

Установка выходного аттенюатора изменит частотную характеристику, уменьшив количество басов в наушниках.

Без аттенюатора (фиолетовый график): есть фильтр нижних частот, образованный C7 (220 мкФ) и нагрузка динамика, частота среза составляет 90 Гц, гармоники ниже 90 Гц будут ослаблены. Гитарные сигналы не содержат большого количества звука на этих частотах. Фактически, если у вас маленький динамик, и он перегружен, следует уменьшить этот предел до примерно 100 мкФ.

С аттенюатором (синие и красные графики): дополнительный резистор включенный последовательно и нагрузка (наушники 32 Ом) будут ослаблять НЧ ниже слышимых частот. Для этого последовательного резистора любое значение от 300 Ом до 1 кОм снизит громкость до приемлемого уровня для большинства наушников. Некоторые используют только резистор 10 Ом, но с ним громкость все равно слишком высока.

Как устроено гитарное усиление

Система гитарного усиления имеет 3 основных компонента:

  • предварительный усилитель;
  • усилитель мощности;
  • динамик.

Все остальные компоненты (тембрблок, петля эффектов, встроенное тремоло или ревербератор) являются второстепенными.

Предварительный усилитель

Также его называют предусилителем, преампом, предом, preamp, секцией предварительного усиления.

Предусилитель нужен, чтобы усилить слабый сигнал с гитарных датчиков до линейного уровня (около 1,5 вольт).

В предусилителе гитарный сигнал обрабатывается и тембрально окрашивается. Здесь формируется характер звука гитарного усилителя. Чаще всего в преампе есть дополнительные регулировки тона для корректировки частот.

Усилитель мощности

Также его называют оконечником или мощником.

В старых комбиках усилитель мощности отвечал за формирование эффекта дисторшн. В современных моделях задача мощника – усиливать полученный сигнал с преампа. Также усилитель немного компрессирует звук.

Динамик

Также могут встречаться названия колонка, рупор, акустическая система.

Динамики нужны для воспроизведения звука. Они отличаются своими тембральными характеристиками, поэтому каждый музыкант может подобрать себе оборудование по вкусу. Количество и размер динамиков в комбике влияет на громкость и плотность звучания.

↑ Сборка усилителя

Итак, со схемой я определился, следующий этап — разработка печатной платы. Чертежи печатных плат из интернета меня никогда не устраивали. А еще в голове была конструкция корпуса усилителя, в который вписывалась плата усилителя определенного размера, но об этом позже. Первый разработанный мной вариант платы казался мне очень удачным (сейчас я понимаю, что это не так, поэтому печатку не выкладываю). Плата вытравлена, вырезана, просверлены отверстия, облужены дорожки, осталось собрать все воедино (рис.2)!

Рис. 2 Усилитель в сборе 1-ая версияПодробнее об элементной базе. Потенциометр малогабаритный для печатного монтажа с логарифмической характеристикой, специально для регулировки громкости от ALPS. Операционный усилитель NE5532P от Texas Instruments, транзисторы BD139-10, BD140-10 производства ST Microelectronics. Все электролиты Epcos на напряжение 50 В (просто было таких много), конденсаторы на входе микросхемы – мои любимые К73-16 (обожаю «военку»), все резисторы С2-33Н 0.25 ВТ, кроме тех что стоят в эмиттерных цепях, те 2-х ватные (с запасом, можно ставить на 1 Вт), диоды отечественные аналоги 1N4148 – 2Д510А (ммм… «военка») ну и китайская пленка в питании, не помню откуда выпаял. Украшение сборки — радиаторы со старых материнских плат ASUS (они здесь больше для красоты, транзисторы греются не сильно). Элементы я по номиналам не подбирал за исключением резисторов, те с допуском в 1%.

Усилитель для бас гитары своими руками

Усилители для гитар всегда вызывают повышенный интерес у радиолюбителей и музыкантов. Нет усилителя, который удовлетворяет всеобщие требования и эта конструкция не является исключением. Единственное отличие в том, что вы строите его своими руками. Конструкция разработана так, что вы можете экспериментировать с каждым узлом и в процессе модификации добиться необходимого для вас результата. В основу конструкции заложены типовые, известные схемы узлов и блоков.

Печатная плата была разработана под подходящую схему — выбор пал на трехтранзисторный вариант. Ток у него, как оказалось, весьма небольшой — мА в режиме покоя, и мА в режиме работы с учетом индикатора, который выполнен на светодиоде и служит индикацией включения питания.

Темброблок низких и высоких частот

Эквалайзер — пассивная схема с характерным включением. Она вносит затухание чуть более 20 дб, что компенсируется достаточно большим усилением усилители мощности (40 дб вместо обычного 26 дб). Компоненты были подобраны для этой конкретной конструкции и характеристики можно увидеть на графике.

АЧХ темброблока НЧ-ВЧ

Конечно, частотный диапазон начинается чуть выше 100 Гц, но для гитары это нормально. Также можно сделать второй вход, без темброблока — напрямую на УНЧ. Конденсатор 470n следует подобрать по вашему вкусу: такое значение обеспечивает передачу полного диапазона, но за счет меньшего значения этой емкости ограничивает низкие тона, это дает больше мощности в верхнем диапазоне. Хорошо было бы поставить там фильтр низких частот, потому что спад всего 6 дб на октаву излишне нагружает динамик.

Типы гитарных усилителей

  • ламповые.
  • транзисторные.
  • гибридные.

Так же гитарные усилители могут быть исполнены в нескольких вариантах:

  1. Гитарный комбик (сам усилитель встроен а акустическую систему).
  2.  Гитарный усилитель голова с акустической системой (кабинетом).
  3.  Гитарный Усилитель мощности (в таком варианте блок предусилителя и усилителя мощности выполнены в виде отдельного устройства).

В каждом из вариантов исполнения гитарного усилителя есть свои плюсы и минусы: классические варианты «того самого звука» это как раз гитарные комбики или гитарные усилители с кабинетами (их еще называют гитарный стэк), но они как правило очень громоздки и неудобны в транспортировке. В противоположность им рэковые юниты занимают меньше места и их можно коммутировать по разному, но они не выглядят «круто» на сцене во время концертов.

Вне зависимости от конструктивного исполнения, гитарные усилители бывают разной мощности. Это может быть и 10-15 ваттный агрегат (часто такие устройства применяются на не очень больших студиях звукозаписи, когда громкость не самый важный параметр) и 50-100 ваттный ламповый монстр (именно такие стеки и комбо можно видеть на больших стадионных концертах на сцене за спиной у гитариста). Сегодня есть даже 1-ваттные устройства для дома, для семьи так сказать.

Перед использованием любого электрического устройства внимательно ознакомьтесь с инструкцией пользователя. Перед первым подключением я рекомендовал бы проверять все ли в порядке с усилителем, подсоединен ли динамик ко выходу усилителя, нет ли каких то структурных повреждений на корпусе. Необходимо уточнить рабочее напряжение усилителя (усилители и комбо рассчитанные на американскую сеть работаю от 110 вольт, в нашу сеть их можно подключать только через специальный понижающий трансформатор).

Еще, желательно, чтобы сеть была заземлена иначе вы рискуете получить электротравму (струны электрогитары через металлически бридж контактируют с заземлением электроцепи, и если одной рукой взяться за струны а другой за батарею отопления можно получить удар током), да и в звук будут просачиваться посторонние шумы. Если это ламповый комбо или усилитель, необходимо убедиться что во время транспортировки радиолампы не выскочили из контактных панелей (достаточно через технические отверстия заглянуть в усилитель или комбо и при необходимости поправить криво установленные радиолампы).

Перед самим включением я рекомендовал бы общую громкость убирать на ноль, а все остальные регуляторы выставлять в положение 12 часов (имеется ввиду не деление 12 а условный циферблат часов) из такого положения легче всего рулить звук. В ламповом гитарном усилителе для его включения обычно нужно нажать 2 переключателя (power и stand by). Причем сначала нужно включить power а потом через 2-3 минут stand by, выключать усилитель или ламповый гитарный комбо нужно в обратном порядке (сначала отключается stand by а затем и power).

Помимо включателей на лицевой панели гитарного усилителя есть регулировки общей громкости, регулировка высоких, средних и низких частот, регулятор перегруза (gain). Иногда бывает регулятор presens (более точная фокусировка высоких частот). Так же на передней панели бывает переключатель каналов (если усилитель более чем одноканальный).

На задней панели гитарного усилителя имеются: выход на кабинет (нужно помнить что подключать к усилителю можно в кабинет согласованный по сопротивлению) выходы на петлю эффектов (когда к усилителю можно подключить разные, обычно пространственные эффекты или процессоры), выход для подключения управляющей педали (ими можно переключать каналы усилителя или включать эффект ревер, если тот встроен в гитарный комбо) иногда на задней панели можно встретить выход эмуляции кабинета (этот выход можно подключить прямо в микшер или звукозаписывающее устройство).

Современная промышленность предлагает гитарные усилители комбо со встроенными эффектами.
Такие комбики удобны своей компактностью и мобильностью. Нет необходимости покупать отдельно кучу разных гитарных эффектов, соединительных проводов, блоков питания для эффектов. От себя могу добавить, что звук у дорогих агрегатов будет на уровне, цена как следствие тоже.

Китайские гитарные комбики к сожаление этим похвастаться не могут.

Как устроено гитарное усиление

Система гитарного усиления имеет 3 основных компонента:

  • предварительный усилитель;
  • усилитель мощности;
  • динамик.

Все остальные компоненты (тембрблок, петля эффектов, встроенное тремоло или ревербератор) являются второстепенными.

Предварительный усилитель

Также его называют предусилителем, преампом, предом, preamp, секцией предварительного усиления.

Предусилитель нужен, чтобы усилить слабый сигнал с гитарных датчиков до линейного уровня (около 1,5 вольт).

В предусилителе гитарный сигнал обрабатывается и тембрально окрашивается. Здесь формируется характер звука гитарного усилителя. Чаще всего в преампе есть дополнительные регулировки тона для корректировки частот.

Усилитель мощности

Также его называют оконечником или мощником.

В старых комбиках усилитель мощности отвечал за формирование эффекта дисторшн. В современных моделях задача мощника – усиливать полученный сигнал с преампа. Также усилитель немного компрессирует звук.

Динамик

Также могут встречаться названия колонка, рупор, акустическая система.

Динамики нужны для воспроизведения звука. Они отличаются своими тембральными характеристиками, поэтому каждый музыкант может подобрать себе оборудование по вкусу. Количество и размер динамиков в комбике влияет на громкость и плотность звучания.

Принципиальная схема преампа

Конденсаторы С2, С3, С4, С6 рассчитаны на напряжение, не ниже анодного, лучше всего взять с запасом, вольт на 400. Переменный резистор Р1 регулирует уровень перегруза, а Р2 – громкость. Ёмкость конденсатора С2 определяет уровень низких частот, чем больше ёмкость – тем больше «низов». Поэтому, с этим конденсатором можно поэкспериментировать, ставя разные номиналы. 

Выбор лампы – основной фактор, влияющий на звук примочки. В схеме используется импортный двойной триод 12АХ7, достать который далеко не всегда представляется возможным. Однако, можно использовать и советские лампы, например, 6Н1П, 6Н2П, 6Н4П, 6Н5П, 6Н6П, 6Н23П, которые, порой, продаются за копейки. Каждая лампа даёт свой уникальный звук, поэтому стоит попробовать поочерёдно ставить разные. Не понравился звук с одной – понравится с другой. 

Несколько слов о питании. Питание накала – 6,3 вольта, ток зависит от лампы. Предпочтительнее для накала использовать постоянное напряжение, во избежание появления постороннего фона. Питание анодов ламп, по схеме, 120 вольт, однако, с ним можно поэкспериментировать, ведь от этого напряжение в немалой степени зависит звук. Для лампы 6Н1П, например, его смело можно увеличивать до 250, а вот для 6Н23П, наоборот, оно не должно превышать 100 вольт.

В качестве источника высокого напряжения можно взять анодный трансформатор, либо же два небольших низковольтных трансформатора и организовать «перевёртыш», когда один трансформатор работает в качестве понижающего, а второй подключается к нему своей вторичной обмоткой. Таким образом, на выходе второго трансформатора будет высокое напряжение, которое остаётся только выпрямить и сгладить. Другой вариант – использовать импульсный DC-DC преобразователь, тогда анодное напряжение можно будет легко регулировать. Те, у кого завалялось много диодов и конденсаторов, могут собрать умножитель и подключить его к низковольтному трансформатору, это ещё один способ получить высокое напряжение. 

Готовую схему обязательно следует поместить в металлический корпус для удобства использования и защиты от внешних наводок

При этом очень важно соблюдать правильную разводку земли, минус самой схемы, минусы разъёмов jack, а также корпус должны подключаться к минусу питания в одной точке, иначе возможно самопроизвольное появление шумов, которые так не любят гитаристы. Файл с печатной платой тут

Удачной сборки! Автор – Дмитрий С.