Чем смазать кулер компьютера как выбрать масло для смазки для кулера

Рекомендации по выбору смазки для подшипников скольжения компьютерных вентиляторов

Итак, вот основные рекомендации, которыми следует руководствоваться при выборе смазки для подшипников скольжения компьютерных вентиляторов.

1. Смазка должна быть жидкой и иметь необходимую вязкость

Дело в том, что подшипники скольжения функционируют при высоких оборотах и рассчитаны на работу в режиме гидродинамической смазки. В этом случае контактирующие поверхности разделены слоем смазочного материала.

Так вот смазка недостаточной вязкости не обеспечит этого разделения, а слишком густой материал приведет к снижению подвижности деталей, их нагреванию и другим сопутствующим проблемам.

2. Смазочный материал должен эффективно выполнять свои функции в режиме граничной смазки

В те моменты, когда вентилятор запускается, набирает обороты и останавливается, ему приходится работать в граничном режиме смазки. При этом сопрягаемые детали контактируют между собой через смазочный слой, толщина которого существенно меньше показателя шероховатости поверхностей.

В периоды граничной смазки подшипник изнашивается сильнее, чем в остальное время работы.

При таком жестком режиме эксплуатации могут помочь дисперсии, которые представляют собой масла, усиленные твердыми антифрикционными добавками (дисульфидом молибдена, графитом или тефлоном).

Для смазывания подшипников скольжения компьютерных вентиляторов отлично подходят смазки в аэрозолях с насадкой-трубочкой.

Как правило, место для смазывания – небольшое отверстие в центре вертушки – заклеено этикеткой и/или закрыто резиновой заглушкой. Снимайте/отклеивайте эти штуки аккуратно, чтобы после смазывания вернуть все в исходное состояние.

То самое небольшое отверстие, куда закладывается смазка

6. Смазка должна надежно удерживаться на поверхности подшипника

У многих вентиляторов не очень хорошо обстоит дело с герметичностью подшипниковых узлов. Резервуаров для подпитки они также не имеют. Именно поэтому при выпадении (утечке) смазки из подшипника вентилятор в скором времени остается “сухим” и его нужно обслуживать заново. Многократное повторение снятия и установки элементов негативно сказываются на надежности и срока службы вертушки.

К тому же, если смазка выпадет (вытечет) из подшипника, то она не сможет в полной мере раскрыть свои антифрикционные свойства.

Учитывая эти рекомендации, вы сможете подобрать наиболее подходящее средство для обслуживания подшипников скольжения, установленных в вентиляторах вашего компьютера.

Кроме того, рынок смазочных материалов сейчас предлагает специальные смазки для компьютерных вертушек, что тоже является вполне достойным вариантом.

Больше интересных и познавательных статей на mirsmazok.ru

Лучшие смазочные материалы для компьютерных кулеров

Смазки Molykote

Molykote Omnigliss – дисперсия твердых смазок в минеральном масле с антифрикционными добавками и ингибиторами коррозии. Это продукт с превосходными проникающими свойствами, способный заполнять мельчайшие зазоры между деталями с образованием тонкой и очень скользкой масляной пленки. Он оптимально подходит для вентиляторов ПК на подшипниках скольжения.

Смазка Molykote Omnigliss работает в диапазоне температур от -30°C до 80°C, не боится влаги и пыли. Входящие в ее состав стабилизаторы препятствуют склеиванию твердых частиц (пылинок) и образованию сгустков.

Molykote G-4700 – синтетическая пластичная смазка для скоростных высоконагруженных соединений с высокими антикоррозионными свойствами. Хорошо подходит для вентиляторов на подшипниках качения и скольжения.

Продукт имеет расширенный диапазон рабочих температур – от -40°C до 177°C, сохраняет консистенцию во влажной и запыленной среде и препятствует образованию пылевых сгустков. Разового смазывания вентилятора ПК маслом Molykote G-4700 хватает на несколько лет активного использования.

Molykote G-4500 FM – синтетическая пластичная смазка для высокоскоростных вращающихся деталей, включая подшипники скольжения и качения. Продукт очень близок по характеристикам к Molykote G-4700 и отличается от него лишь возможностью использования в узлах, контактирующих с пищевыми продуктами. Хотя для пользователей ПК это не имеет значения.

Смазки EFELE

EFELE SG-391 – синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, совместимая с различными видами пластмасс, эластомеров и металлов. Продукт сохраняет рабочие качества в диапазоне температур от -40°C до 160°C и пригоден для использования во влажной и запыленной среде.

Это интересно: Температура процессора: как ее узнать, какой она должна быть и чем опасно ее повышение

Смазка EFELE SG-391 подходит для подшипников как скольжения, так и качения и рассчитана на долговременное использование. Вентилятор компьютера, смазанный EFELE SG-391, не потребует повторной обработки несколько лет.

EFELE SG-394 – термостойкая синтетическая пластичная смазка с высокими антикоррозионными свойствами, предназначенная для высоконагруженных скоростных соединений. Средство пригодно для смазывания подшипников скольжения и качения, работает в условиях агрессивных химических сред, не боится пыли и влаги.

Продукт рассчитан на длительное применение. Кулер, обработанный EFELE SG-394, избавит вас от шума на 1-3 года.

Смазки Steel CGC SPO

Steel CGC SPO-1 – химически инертное синтетическое масло, предназначенное для смазывания компьютерных вентиляторов. Диапазон его рабочих температур – от -20°C до 200°C. Масло имеет хорошие антикоррозионные свойства, пригодно к использованию в запыленной среде и совместимо с подшипниками любого типа.

Steel CGC SPO-1, как и другие продукты этой линейки, продается в 2-граммовых шприцах. Поэтому, в отличие от смазок EFELE SG и Molykote, расфасованных в 200-граммовые аэрозольные баллоны, обходится покупателям очень недорого.

Steel CGC SPO-2 – текучая силиконовая смазка для компьютерных вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. Она образует в месте нанесения исключительно гладкую и устойчивую пленку толщиной несколько микрон, поэтому подходит для смазывания деталей, прилегающих друг к другу очень плотно.

Продукт химически инертен и не теряет своих свойств при сильном нагреве. Диапазон его рабочих температур составляет от -30°C до 300°C.

Steel CGC SPO-3 – восстанавливающая композитная смазка на основе синтетического масла. Предназначена для смазывания вентиляторов на подшипниках скольжения и качения. За счет того, что в ее состав входят твердые алмазные частицы (искусственные наноалмазы), она, по заявлению производителя, способна восстанавливать поврежденные трением элементы деталей и продлять срок эксплуатации вентиляторов.

Смазка Steel CGC SPO-3 сохраняет свои качества при температурах от -30°C до 300°C и может использоваться в сильно запыленной среде.

Как смазать кулер процессора

Если не проводить чистку системного блока регулярно — раз в год или полгода, то внутри него скапливается пыль, шерсть домашних животных. Она набивается внутрь радиаторов ПК, вентиляторов. Устройство работает при повышенных температурах, и тёплому воздуху некуда деться. Высокие температуры вызывают постепенное высыхание смазывающего вещества внутри вентилятора.

Чтобы исправить эту проблему, необходимо подготовить следующие компоненты, которые помогут в профилактике ПК и смазке трущихся частей вентилятора:

  1. Отвёртка. Желательно брать набор отвёрток, особенно если кулер находится внутри ноутбука. Чтобы добраться до вентилятора процессора, потребуется разобрать весь корпус.
  2. Специализированное смазывающее вещество типа CPO 1, CPO 2. Если нет такого и не удаётся купить, можно использовать вазелиновое масло, машинную техническую смазку. Главное, чтобы она не была слишком густой. Запрещается заливать в вентилятор растительное масло. Теперь вы знаете чем смазать кулер в домашних условиях.
  3. Обезжириватель.
  4. Пинцет.
  5. Влажные салфетки.

После того как будут подготовлены инструменты, необходимо приступить к разборке системного блока. Подробно о том, как разобрать компьютерный блок, читайте здесь.

1. Разборка системного блока и снятие кулера

Приведём краткую инструкцию по разборке системного блока:

  1. Отключите системный блок от сети. Отсоедините провод от блока питания.
  2. Открутите винты, удерживающие боковую крышку.
  3. Снимите крышку и положите системный блок на стол. Если внутри корпуса находится слишком много пыли, возьмите пылесос и продуйте всё внутри системника.
  4. Снимите кулер с материнской платы и освободите стол для дальнейшей работы.

Более подробно о том, как снять кулер с процессора, читайте здесь.

2. Смазка крыльчатки вентилятора

После того как будет снят радиатор вместе с охлаждающим устройством, вентилятор необходимо отцепить от радиатора. Затем его продувают пылесосом, очищая от пыли. Оставшуюся грязь удаляют с помощью влажных салфеток. Это делается для того, чтобы не занести внутрь крыльчатки пыль, которая может послужить абразивным материалом, и в результате процедура смазки не даст ожидаемого результата.

Важно! В процессе смазки не допускайте попадания масла на контакты электросхемы охлаждающего устройства. В противном случае вы вызовите замыкание и выход из строя вентилятора

Чтобы выполнить смазку, снимите защитную плёнку вентилятора. В центре вы увидите отверстие, внутри которого расположено стопорное кольцо. В худшем случае это отверстие будет заполнено засохшей смазкой и покрыто пылью.

Возьмите спичку и намотайте на её конец ватку, обмакните в растворитель и протрите отверстие. Вытащите стопорное кольцо. Слегка надавите на крыльчатку (не сломайте лопасти вентилятора: делайте это легко) и вытащите её из отверстия.

Теперь перед вами видны катушки с медным проводом и крыльчатка вентилятора. Если увидите пыль, снова тщательно очистите от неё все детали влажными салфетками. По центру вентилятора располагается отверстие для штока. В него капните две капли масла. Наденьте крыльчатку и подвигайте её вверх-вниз пальцами, чтобы масло лучше разошлось внутри.

Соберите детали охлаждающего устройства в обратной последовательности. Приклейте наклейку обратно на то место, откуда она была снята.

Если опасаетесь разбирать вентилятор полностью, можно просто отклеить наклейку и взять шприц. Заполнить его маслом и капнуть каплю внутрь отверстия под наклейкой. Затем нужно будет подвигать вентилятор вверх-вниз. Это делается для лучшего смазывания внутренних элементов вентилятора.

Прокрутите лопасти охлаждающего девайса. Они должны крутиться легко и не издавать никакого шума. Затем прикрепите вентилятор к радиатору, обязательно замените термопасту на процессоре и установите охлаждающее устройство на его родное место.

Если у вас есть вентиляторы на корпусе, то же самое проделайте и с ними. Они могут покрываться пылью и выходить из строя даже быстрее, чем охлаждающий девайс на процессоре. Теперь вы знаете как правильно смазать кулер в компьютере.

Как выбрать смазку для кулера?

Интернет-поисковик выдаёт огромный объём информации в ответ на поставленный в заголовке вопрос. Однако большинство статей на эту тему поверхностно, а рассуждения пользователей технических форумов не подтверждаются фактами и основаны лишь на личном опыте. Между тем эксперименты со смазочными материалами без базисных знаний могут вызвать поломку не только охлаждающего устройства, но и неисправность дорогостоящих компонентов системного блока.

Каждый компьютерный вентилятор содержит подшипник. Последние бывают двух типов – качения и скольжения. Подшипники качения встречаются как закрытые, так и открытые. Первые, в отличие от вторых, не требуют периодической смазки. Подшипники скольжения изготовлены из специальных сплавов и материалов и содержат антифрикционные наполнители, что подразумевает длительный срок работы без профилактического нанесения смазки.

Для разных типов подшипников применяют различные смазочные материалы. Однако в вентиляторах современных систем охлаждения ПК львиную долю составляют узлы скольжения, поэтому сделаем упор именно на них.

Правильная смазка для данного узла должна соответствовать определённым критериям, это:

  • Оптимальная для высоких частот вращения вязкость. Данному требованию удовлетворяют относительно жидкие масла, но никак не густые материалы.
  • Наличие в составе смазки специальных дисперсионных добавок (например, тефлона) для более лёгкого запуска и остановки подшипника. Во время набора скорости и торможения вентилятора имеет место так называемый граничный режим с интенсивным уровнем износа деталей. Наполнители образуют плёнку и облегчают граничный режим.
  • Отсутствие любого негативного влияния (набухание, усадка пластика и резины, коррозия металлических сплавов) на компоненты вентилятора. Многие моторные, трансмиссионные и индустриальные масла не подходят для нанесения на подшипник компьютерного кулера, так как обладают такими эффектами.
  • Повышенные проникающие свойства. Смазка должна легко проникать в зазоры всех поверхностей устройства.
  • Повышенная адгезия (сцепление). Материал, обладающий низкой степенью прилипания, будет вытекать из узла.

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.

Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.

И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Кулер на видеокарте

Практически все видеокарты с воздушным охлаждением, от старенькой GeForce GTS 450 Gainward до новой Nvidia RTX 2060 имеют схожую конструкцию охлаждающей системы, которую также периодически нужно обслуживать.

Как и в случае с процессором, для этого понадобится термопаста:

  1. Открутив удерживающие винты и открепив провода, вытащить видеокарту из материнской платы.
  2. Открутить винты, удерживающие вентилятор. Обычно они расположены по периметру платы.
  3. Вывернуть винты радиатора и снять его.
  4. Очистить видеочип и радиатор от термопасты.
  5. Нанести свежую термопасту на видеочип по той же технологии, что и для процессора.
  6. Собрать видеокарту и подключить.

Рекомендуем: Чем и как можно почистить зеркало в домашних условиях, чтобы на нем не осталось разводов?

Как они работают

Растительное. Это худшее, что можно придумать для смазки кулера. Из-за своих свойств подобные масла не остаются на поверхности, как машинное, а высыхают, коксуются и становятся очень липкими, это способствует нарастанию пыли и, как следствие, выходу кулера из строя.

Несмотря на то, что основная работа заключается в охлаждении и смазке двигателя, эта деталь также может выступать в качестве важной охлаждающей жидкости для ряда других деталей.Нижний конец двигателя, который включает такие детали, как коленчатый вал, подшипники, распределительный вал, шатуны и поршни, также охлаждается, например, только моторным маслом, и это охлаждение может повлиять на общую производительность в такой же степени, как и в самом двигателе

Еще самоделки: Что можно сделать папе на день рождения — инструкция с фото

Процессорный кулер, будь он боксовый или стороннего производителя, такого, как Zalman или Cooler Master, всегда имеют специфичный способ крепления, причём для процессоров Intel и Amd эти крепления разные.

Масляные радиаторы, установленные на трансмиссию, могут улучшить характеристики и увеличить срок службы.

А так, в прниципе, разберите, вытрети все тряпкой, получше, как можно лучше, и новой смазкой обработать. Только много не мажте(или капайте)

Силиконовая смазка. Она является оптимальным выбором для обслуживания кулеров. Силиконовая смазка обладает достаточно густотой консистенцией, чтобы долгое время оставаться в подшипнике, и при этом не оказывает влияние на скорость вращения вентилятора.

Если под наклейкой нет отверстия, то, скорее всего, это неразборный гидродинамический кулер, он позиционируется как необслуживаемый. В этом случае попробуйте аккуратно, по центру просверлить или сделать раскалённой иглой маленькое отверстие и залейте туда смазку.

Как выбрать смазку для кулера?

Для кулеров необходимо использовать инертную кремний-органику, то есть силиконовую смазку или смесь силикон + тефлон.

Самый оптимальный вариант – использовать силиконовую смазку от производителя. Она служит около 4-5 лет, а потом высыхает.

Фирменная смазка MX-4 в шприце

Литол-24

Если такой смазки в наличии нет, подойдёт Литол-24. Это тугоплавкая смазка, которая не боится нагрева.

Третий вариант – солидол. Принцип действий, тот же.

Синтетическое или полусинтетическое машинное масло при любой температуре создаёт поверхностную плёнку. В результате и шума меньше и износа почти нет. Обычно у автомобилистов в гараже есть остатки в канистрах. Но использовать её лучше всего вместе с Литолом-24.

WD-40, хорошо подойдёт для смазывания неразборных кулеров. Трубочку, присоединённую к баллончику удобно вводить в зазор между корпусом и крыльчаткой. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Вводите трубочку как можно глубже, чтобы смазка (хотя бы частично) проникла в подшипники, а не распылилась бы вся в зазоре.
  2. При вводе через зазор между крыльчаткой и корпусом не прикладывайте больших усилий, чтобы не повредить детали.
  3. Если после указанной процедуры проблемы останутся (шум, «клин»), повторите процесс.

WD-40

Использование WD-40 для смазывания вентиляторов в компьютерах активно обсуждается в сети. Мнения противоречивы. В одних источниках утверждается, что средство отлично справляется с поставленной задачей, из других следует, что пользоваться им не стоит.Между тем на официальном сайте компании-производителя WD-40 нет ни слова о том, что состав можно применять для смазывания кулеров ПК. Средство рекомендуется для удаления жира, битумных пятен, остатков клея и чистки электрических контактов. Им можно смазывать детали, которые не вращаются с большой скоростью. Вентиляторы сюда явно не относятся.И всё же при обработке подшипника кулера химическим составом под маркой WD-40 эффект будет, но не долговременный. Процентное содержание масел в нём невысокое, а основные компоненты химически весьма активные, что грозит повреждением поверхностей движущихся частей вентилятора, их заклиниванием и выходом из строя устройства.

Графитовая смазка

Многие специалисты не рекомендуют пользоваться графитовой смазкой, так как:

  • графит является проводником электрического тока и может стать источником ещё больших проблем, нежели шум движущихся элементов системы охлаждения ПК;
  • графитовая смазка используется для обработки движущихся на невысоких и средних скоростях тяжёлых механизмов, а кулеры не из их числа.

С другой стороны, в некоторых специализированных составах, продающихся в компьютерных магазинах, можно встретить совсем небольшое количество графитовой пыли, улучшающей скольжение элементов подшипника.

Как смазать кулер?

В компьютере может быть установлено как минимум два кулера: в блоке питания и на центральном процессоре. Также системы охлаждения устанавливают на производительные видеокарты. Непосредственно воздушная среда внутри системного блока может охлаждаться одним или двумя дополнительными вентиляторами.

Обычно кулерам не требуется профилактическая смазка, достаточно бывает прочистить (продуть) вентилятор и радиатор. Но если устройство сильно вибрирует и шумит, его нужно либо срочно менять, либо смазывать. Но прежде необходимо определить проблемное устройство.

Для этого вентиляторы попеременно (кратковременно!) притормаживают пальцем в центре крыльчатки. Не следует браться за лопасти, можно поранить руку. Методом исключения вычисляют проблемный узел. Последний в этом звене — кулер блока питания, так как обычно до него невозможно добраться без разборки.

Вентиляторы блока питания, процессора и видеокарты, так же как и дополнительные, установленные на корпусе, конструктивно устроены и разбираются одинаково. Различия могут быть в вариантах крепления и габаритах.

В некоторых случаях вентилятор не нужно снимать с радиатора или откручивать от корпуса. Обычно такое возможно, когда устройство гонит поток воздуха от радиатора или корпуса, а не на них. Если же наблюдается обратная ситуация, для того, чтобы снять узел, придётся обратиться к описанию конкретного компонента.

Как правило, на радиаторах центрального процессора и видеокарты вентилятор крепится на специальных защёлках. В блоке питания и на корпусе охлаждающее устройство прикручено винтами. Чтобы добраться до кулера в блоке питания, последний придётся снять и разобрать.

Чтобы добраться до подшипника, осторожно отклеиваем наклейку (круглая, расположена со стороны выхода проводов). Старайтесь не повредить её и не испортить липкий слой клея

Дополнительно устройства снабжены резиновой или пластиковой заглушкой, что существенно облегчает процесс. Пробку нужно аккуратно поддеть острым шилом и вынуть.

Непосредственно крыльчатку вентилятора держит маленькая плоская разрезная шайба из пластика. Её нужно снять, воспользовавшись шилом и отвёрткой. Нужно быть предельно осторожным — данный элемент крепежа очень хрупкий. Теперь, чтобы извлечь крыльчатку, снимите резиновое кольцо с вала.

Перед смазыванием требуется убрать с поверхностей узла грязь и старую смазку. Для этого применяют чистый спирт или специальные очистители. Для данных целей не следует использовать ацетон и другие средства с агрессивными составами. Они могут повредить пластиковые и резиновые элементы вентилятора и нанести вред электронным компонентам двигателя.

После полного испарения очистителя поставьте крыльчатку на место и нанесите небольшое количество смазки (буквально каплю с иглы). Покрутите элемент за лопасти, чтобы масло распределилось. Крыльчатка должна свободно вращаться по инерции. После манипуляций закрепите кольцо и шайбу.

Протрите очистителем верхнюю часть крыльчатки и приклейте наклейку. Если последняя не держится, воспользуйтесь скотчем.

Смотрите видео, где домашний мастер показывает, как смазать кулер и рассказывает чем лучше это сделать:

https://youtube.com/watch?v=vmBIK_qH9a0

Что нужно знать про вентилятор компьютера?

Во многих системных блоках присутствует три вентилятора. Эти вентиляторы предназначены для охлаждения блока питания, процессора и видеокарты. Все эти кулеры необходимы для стабильной работы компьютера. Если хотя бы один вентилятор выйдет из строя, то перегрева не избежать и соответственно компьютер перестанет работать.

Что нужно делать чтобы не допускать этого? Все достаточно просто, нужно всего лишь следить за температурой компонентов и в случае если температура начинает переходить порог допустимой рабочей температуры, то нужно смазать кулер. Но проблема, когда дело именно в кулере возникает очень редко. Чаще всего высыхает термопаста или накапливается очень много пыли на радиаторе. Нужно заменить термопасту, почистить от пыли и проверить кулер, покрутив его пальцем. Если он плохо вращается, то смазываем его.

Если вы услышали посторонний шум из системного блока или появилась вибрация, то это явный признак что с кулером что-то не то. Так как подобные звуки могут издавать только кулеры. Это признак того что нужно задуматься и смазать кулер как можно скорее.

Почему кулер компьютера необходимо периодически смазывать? Дело в том что кулер так устроен. Кулер работает за счет вращения подшипников, скольжения. Он вращается внутри специальной цилиндрической втулки, где есть маслянистая пленка. Со временем эта смазка испаряется или же загрязняется, металические части начинают соприкасаться друг с другом, из-за этого появляется посторонний шум и что приводит к ухудшению вращения кулера.