Трехфазные тиристорные регуляторы
Трехфазные тиристоры напряжения с естественной коммутацией (ТРНЕ) (рис.9.1) могут работать как с нулевым проводом (показанным штриховой линией) так и без него. Обе схемы содержат по три пары встречно-параллельно соединенных тиристоров, включенных в цепь нагрузки. Включение тиристоров между сетью и нагрузкой (рис. 9.1, а
) позволяет соединять сопротивления трехфазной нагрузки в звезду или в треугольник, а включение после нагрузки (рис. 9.1,б ) обеспечивает шунтирование тиристоров при трехфазном коротком замыкании нагрузки, предотвращая прохождение через них больших токов.
Управление тиристорами ТРНЕ производится широкими импульсами с длительностью не менее 90°. Импульсы следуют друг за другом через 60° в порядке нумерации тиристоров на схеме по перекрестному принципу и все одновременно регулируются по фазе на угол α.
На рис. 9.2 приведены два возможных варианта формирования одного из шести таких импульсов, предназначенного, в частности для управления тиристором VS1 (см.рис. 9.1). Для уменьшения мощности выходных каскадов системы управления (СУ) импульсы формируют с высокочастотным заполнением. В первом варианте построения СУ вместе с регулированием угла α смещаются и фронт, и срез импульса (рис.9.2, а
), во втором варианте смещается только фронт (рис. 9.2,б ).
Процессы формирования напряжения на нагрузке в обеих схемах (см. рис. 9.1, а,б
) идентичны.
В схемах с нулевым проводом процессы формирования напряжения в каждой фазе нагрузки не зависят от работы соседних фаз. Мгновенные значения фазных напряжений для этого случая при R- и L-нагрузке представлены соответственно на рис.9.3, а, б
Анализ регулировочных свойств ТРНЕ удобно производить в относительных единицах. Для этого производят расчеты степени регулирования по формуле:
где U2α – регулируемое напряжение нагрузки; U1 – напряжение сети.
Угол управления для схемы с нулевым проводом регулируется от φн до 180°, а степень регулирования (ε) действующих значений напряжений при R- и L-нагрузке определяется по выражениям:
а) R-нагрузка φн = 0°, 0° 180°
б) L-нагрузка φн = 90°, 90° 180°
При R-нагрузке без нулевого провода следует различать три характерных интервала регулирования α:
Для этих интервалов мгновенные значения фазных напряжений на нагрузке имеют вид, представленный соответственно на рис. 9.4, а
, рис. 9.4,б и рис. 9.4,в . На этих рисунках представлены также интервалы проводимости тиристоров VS1-VS6, поясняющие принцип действия ТРНЕ.
Для указных на рис. 9.4 интервалов степень регулирования напряжений при симметричной R-нагрузке и при симметричном управлении определяется следующим образом:
При L-нагрузке угол α регулируется от φн = 90° до φн = 150° . При этом разли чают два интервала: α и α , на которых работает разное количество тиристоров (рис. 9.5).
Степень регулирования напряжения при симметричной L-нагрузке и симметричном управлении определяется следующим образом:
Выражения (9.3) и (9.4) при α = 60° имеют одно и то же значение:
а выражения (9.4) и (9.5) при α = 90° – значение
Выражения (9.6) и (9.7) при α = 120° имеют также одно значение:
Зависимости ε = f(α) для трехфазных схем ТРНЕ без нулевого провода рассчитанные по формулам (9.3) – (9.7) и с нулевым проводом, рассчитанные по формулам (9.1) и (9.2) приведены на рис. 9.6. На этих графиках выделены характерные точки, и штриховкой показаны области изменения регулировочных характеристик ТРНЕ в зависимости от φн.
С помощью аналитических соотношений покажем, что при работе тиристорных регуляторов напряжения от сети с синусоидальным напряжением на активную нагрузку (φн = 0°) справедливо тождество:
С учетом тождества (9.8) на графиках (рис. 9.6) при φн = 0 изображены также зависимости коэффициента мощности μ от угла управления α.
Коэффициент мощности ТРН равен:
где ν – коэффициент искажения входного тока; Im1(1)= , – амплитуда и фаза первой гармоники входного тока и его действующее значение; A1, В1 – коэффициент ряда Фурье для первой гармоники.
После преобразования формулы (9.9) получим:
Действующее значение выходного напряжения ТРН равно:
На основании уравнений (9.9) и (9.10) справедливо тождество (9.8). Оно справедливо для любых схем ТРН с естественной и искусственной коммутацией тиристоров при работе от синусоидальной сети на активную нагрузку.
Источник
Схема номер 1
Имелся стабилизированный импульсный блок питания, дающий на выходе напряжение 17 вольт и ток 500 миллиампер. Требовалось периодическое изменение напряжения в пределе 11 – 13 вольт. И общеизвестная схема регулятора напряжения на одном транзисторе с этим прекрасно справлялась. От себя добавил к ней только светодиод индикации да ограничительный резистор. К слову, светодиод здесь это не только «светлячок» сигнализирующий о наличии выходного напряжения. При правильно подобранном номинале ограничительного резистора, даже небольшое изменение выходного напряжения отражается на яркости свечения светодиода, что даёт дополнительную информацию о его повышении или понижении. Напряжение на выходе можно было изменять от 1,3 до 16 вольт.
КТ829 — мощный низкочастотный кремниевый составной транзистор, был установлен на мощный металлический радиатор и казалось, что при необходимости он вполне может выдержать и большую нагрузку, но случилось короткое замыкание в схеме потребителя и он сгорел. Транзистор отличается высоким коэффициентом усиления и применяется в усилителях низкой частоты – видно действительно его место там а не в регуляторах напряжения.
Слева снятые электронные компоненты, справа приготовленные им на замену. Разница по количеству в два наименования, а по качеству схем, бывшей и той, что решено было собрать, она несопоставима. Напрашивается вопрос – «Стоит ли собирать схему с ограниченными возможностями, когда существует более продвинутый вариант «за те же деньги», в прямом и переносном смысле этого изречения?»
Основные узлы регулируемого блока питания
Трансформаторный источник питания в большинстве случаев выполняется по следующей структурной схеме.
Узлы трансформаторного БП.
Понижающий трансформатор снижает напряжение сети до необходимого уровня. Полученное переменное напряжение преобразуется в импульсное с помощью выпрямителя. Выбор его схемы зависит от схемы вторичных обмоток трансформатора. Чаще всего применяется мостовая двухполупериодная схема. Реже – однополупериодная, так как она не позволяет полностью использовать мощность трансформатора, да и уровень пульсаций выше. Если вторичная обмотка имеет выведенную среднюю точку, то двухполупериодная схема может быть построена на двух диодах вместо четырех.
Двухполупериодный выпрямитель для трансформатора со средней точкой.
Если трансформатор трехфазный (и имеется трехфазная цепь для питания первичной обмотки), то выпрямитель можно собрать по трехфазной схеме. В этом случае уровень пульсаций наиболее низок, а мощность трансформатора используется наиболее полно.
После выпрямителя устанавливается фильтр, который сглаживает импульсное напряжение до постоянного. Обычно фильтр состоит из оксидного конденсатора, параллельно которому ставится керамический конденсатор малой емкости. Его назначение – компенсировать конструктивную индуктивность оксидного конденсатора, который изготовлен в виде свернутой в рулон полоски фольги. В результате получившаяся паразитная индуктивность такой катушки ухудшает фильтрующие свойства на высоких частотах.
Далее стоит стабилизатор. Он может быть как линейным, так и импульсным. Импульсный сложнее и сводит на нет все преимущества трансформаторного БП в нише выходного тока до 2..3 ампер. Если нужен выходной ток выше этого значения, проще весь источник питания выполнить по импульсной схеме, поэтому обычно здесь используется линейный регулятор.
Выходной фильтр выполняется на базе оксидного конденсатора относительно небольшой емкости.
Обобщенная блок-схема импульсного БП.
Импульсные источники питания строятся по другому принципу. Так как потребляемый ток имеет резко несинусоидальный характер, на входе устанавливается фильтр. На работоспособность блока он не влияет никак, поэтому многие промышленные производители БП класса Эконом его не ставят. Можно не устанавливать его и в простом самодельном источнике, но это приведет к тому, что устройства на микроконтроллерах, питающиеся от той же сети 220 вольт, начнут сбоить или работать непредсказуемо.
Дальше сетевое напряжение выпрямляется и сглаживается. Инвертор на транзисторных ключах в цепи первичной обмотки трансформатора создает импульсы амплитудой 220 вольт и высокой частотой – до нескольких десятков килогерц, в отличие от 50 герц в сети. За счет этого силовой трансформатор получается компактным и легким. Напряжение вторичной обмотки выпрямляется и фильтруется. За счет высокой частоты преобразования здесь могут быть использованы конденсаторы меньшей емкости, что положительно сказывается на габаритах устройства. Также в фильтрах высокочастотного напряжения становится целесообразным применение дросселей – малогабаритные индуктивности эффективно сглаживают ВЧ пульсации.
Регулирование напряжения и ограничение тока выполняется за счет цепей обратной связи, на которые подается напряжение с выхода источника. Если из-за повышения нагрузки напряжение начало снижаться, то схема управления увеличивает интервал открытого состояния ключей, не снижая частоты (метод широтно-импульсного регулирования). Если напряжение надо уменьшить (в том числе, для ограничения выходного тока), время открытого состояния ключей уменьшается.
Функциональное описание схемы
Переменное напряжение от вторичной обмотки трансформатора (около 17 В) подается на управляемый тиристорно-диодный мост, далее в зависимости от импульсов управления, следующих от контроллера, оно подается на клеммы аккумулятора.
Контроллер состоит из отдельного сетевого трансформатора, его напряжение формируется стабилизатором LM7812, двойной мультивибратор CD4538 делает управляющие импульсы на тиристорах, и имеет цепи контроля напряжения аккумуляторной батареи, состоящие из оптрона CNY17 и источника опорного напряжения TL431, работающего в качестве компаратора.
Также использовались 2 датчика температуры 80 C. Один приклеен к радиатору, а другой — к вторичной обмотке сетевого трансформатора, датчики соединены последовательно. Активация датчика приводит к отключению напряжения на оптопаре и блокировке мультивибратора CD4538 и отсутствию сигналов управления затворами тиристора. Вентилятор постоянно подключен к аккумуляторной батарее.
Схема имеет переключатель AUT / MAN в положении MAN, при этом автоматическая система контроля напряжения аккумулятора отключена, и аккумулятор можно заряжать вручную, контролируя напряжение.
Вот несколько вариантов схем подключения выпрямителей и тиристоров:
- Схема на рис. A. Наименее благоприятное включение, высокое падение напряжения и сильный нагрев моста плюс потери на тиристоре. Преимущества: можно использовать один радиатор, потому что выпрямительные мосты обычно изолированы от корпуса.
- Схема на рис. Б наиболее выгодна, потери только на тиристорах. Но два радиатора.
- Схема на рис. С умеренно выгодна. Три или один радиатор (с одним радиатором, одним двойным диодом Шоттки или двумя диодами с катодом на корпусе.
Это нормальные напряжения на выводах чипа CD4538:
1 — 0 В 2 — от 11,5 В до 6 В при повороте потенциометра P 3,16 — 12 В 4,6,11 — от 2 В до 12 В при повороте P 5 — приблизительно 10 В 10,12 — около 0,1 В 13 — около 11,5 В с выключенным LED1 14 — около 12 В 15 — 0
В коллекторе BD135 около 19,9 В. Для более детальной настройки понадобится осциллограф. Схема довольно проста и при правильной сборке должна запускаться сразу после подачи напряжения.
Аналоги
Зарубежными аналогами тиристора КУ202Н являются ВТХ32S100, H20T15CN, 1N4202. Зарубежные производители не выпускают устройств таких же геометрических размеров, что и КУ202Н, поэтому нужно будет изменить место под монтаж устройства. Следует также учитывать, что их параметры могут незначительно отличаться от рассматриваемого тиристора, например, средний ток может быть равен 7,5 А.
Кроме иностранных устройств можно использовать российский аналог — Т112-10. Как и КУ202Н он имеет металлический корпус и анодный выход под резьбу. Однако его размеры меньше, поэтому монтажное место все равно придется изменить.
Как сделать стабилизатор тока для светодиодов самостоятельно
Изготовление стабилизатора для светодиодов своими руками осуществляется несколькими способами. Новичку целесообразно работать с простыми схемами.
На основе драйверов
Понадобится выбрать микросхему, которую трудно выжечь – LM317. Она будет выполнять роль стабилизатора. Второй элемент – переменный резистор с сопротивлением в 0,5 кОм с тремя выводами и ручкой регулировки.
Сборка осуществляется по следующему алгоритму:
- Припаять проводники к среднему и крайнему выводу резистора.
- Перевести мультиметр в режим сопротивления.
- Замерить параметры резистора – они должны равняться 500 Ом.
- Проверить соединения на целостность и собрать цепь.
На выходе получится модуль с мощностью 1,5 А. Для увеличения тока до 10 А можно добавить полевик.
Стабилизатор для автомобильной подсветки
Стабилизатор L7812
Для работы потребуется линейный прибор в виде микросхемы L7812, две клеммы, конденсатор 100n (1-2 шт.), текстолитовый материал и трубка с термоусадкой. Изготовление производится пошагово:
- Выбор схемы под L7805 из даташита.
- Вырезать из текстолита нужный по размеру кусок.
- Наметить дорожки, делая насечки отверткой.
- Припаять элементы так, чтобы вход был слева, а выход – справа.
- Сделать корпус из термотрубки.
Стабилизирующее устройство выдерживает до 1,5 А нагрузки, монтируется на радиатор.
Зарядное устройство на тиристоре своими руками
Существует множество электронных схем, в том числе и непростых, с полным набором регулировок и защиты, солидным количеством деталей, зачастую недешёвых. Но большинство автолюбителей отдаёт предпочтение простым зарядным устройствам на тиристоре, из нескольких недорогих компонентов, которые зачастую можно извлечь из отработавшей своё аппаратуры, например компьютера.
Выбор схемы и принцип её работы
Сначала стоит отметить главное достоинство предлагаемой схемы тиристорного зарядного устройства: доступность и малые финансовые затраты. Есть и иные преимущества при использовании в качестве главного компонента недорогого тиристора КУ202:
- Хороший зарядный ток до 10 А.
- Выдаваемая энергия – импульсного типа, что продлевает эксплуатационный ресурс заряжаемой батареи.
- Для сборки понадобятся широко распространённые недорогие детали, найти которые не составит труда.
- Схему тиристорного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора просто повторить даже автолюбителю, малосведущему в радиотехнике, а опытному электронщику потребуется и вовсе не более часа, чтобы запустить устройство в эксплуатацию.
По принципу действия это фазоимпульсный регулятор мощности, выполненный на тиристоре и позволяющий изменять силу тока. Управляющий электрод КУ202 питает транзисторная цепь. Чтобы защитить схему тиристорного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора от токовых скачков, используется диод VD2. Сопротивление R5 оказывает влияние на зарядный ток, значение которого, как известно, 1/1 от ёмкости АКБ. Для питания схемы понадобится трансформатор, уменьшающий сетевое U = 220 В до 18–22 В. Если в вашем распоряжении оказался трансформатор с большим напряжением на выходе, сопротивление R7 нужно увеличить ориентировочно до 2-х кОм (возможно, резистор придётся подбирать). Диоды выпрямительного моста и тиристор необходимо устанавливать на алюминиевые радиаторы, чтобы исключить перегрев деталей. При монтаже обычных элементов типа Д242–245 не забывайте под корпус подложить изоляционную шайбу.
Принципиальная схема тиристорного зарядного устройства для автомобильного аккумулятора выглядит следующим образом:
Так как схема простая, в ней отсутствует электронная защита: её роль играет предохранитель, устанавливаемый на выходе. При зарядке батарей ёмкостью не более 60 А*ч хватит плавкой вставки номиналом 6,3 А. Установка последовательно подсоединяемого прибора – амперметра поможет контролировать процедуру зарядки. Ниже показана печатная плата, упрощающая сборку ЗУ:
Перечень компонентов в схеме и подбор возможных аналогов
В схеме использован электролитический конденсатор, выдерживающий напряжение не менее 63 В. Мощность резисторов R1-R6 – 0,25 Вт, R7 – 2 Вт. Диоды в выпрямительном мосту пропускают ток до10 А и держат обратное U от 50 В. Такое же напряжение должен выдерживать импульсный диод VD2. Транзисторы VT1 и VT2: КТ3107, КТ502, КТ361 и КТ503, КТ315, КТ3102 соответственно.
Расчёт параметров трансформатора, тиристора и диодов
Одна из отрицательных сторон зарядки на тиристоре – низкий КПД, отчасти обусловленный вторичной обмоткой трансформатора, которая должна свободно пропускать ток, в три раза больший, чем потребляемая АКБ мощность. Как это исправить? Для этого можно тиристор переставить из обмотки II трансформатора в обмотку I, как это показано на схеме тиристорного зарядного устройства для АКБ:
Вся разница этого ЗУ на тиристоре для автомобильных аккумуляторов заключается в подключении диодного моста и регулирующего тиристора в первичную обмотку трансформатора. Так как ток обмотки II приблизительно меньше зарядного в 10 раз, то тепловой энергии на диодах и тиристоре выделяется совсем мало: можно даже не использовать охлаждающие радиаторы (но это не относится к VD5-VD8).
Компоненты и их аналоги:
- выпрямительный блок КЦ402,405 с любым индексом (А, Б, В);
- стабилитрон типа КС524, КС518, КС522;
- транзистор КТ117 с буквами от «Б» до «Г»;
- диодный мост, стоящий на выходе, должен состоять из компонентов, рассчитанных на 10 А (Д242-247).
Особенности регуляторов для первички трансформаторов
Ток зарядки батареи составляет 10% ее емкости. Это значит, что аккумулятор с емкостью 60Ач заряжается током не более 6А. Напряжение заряда при работе автомобиля 14,5В. Учитывая необходимый запас, зарядное устройства должно быть способно выдать 10А при напряжении 16В.
В разных моделях аппаратов она производится разными способами:
- Добавочными сопротивлениями. Включаются после диодного моста. Самая простая конструкция, но имеющая самые большие размеры.
- Транзисторами. Высокая точность регулировки, но самая сложная схема, требующая хорошего охлаждения силовых транзисторов.
- Тиристорное управление. Простые схемы. Регулировка осуществляется тиристорным ключем в цепи первичной обмотки или тиристорами, установленными вместо диодов в выпрямительный мост.
Схема простого для автомобильного аккумулятора
Формула нормального заряда
простая, как 5 копеек – базовая емкость батареи, деленная на 10. Напряжение заряда должно быть немногим более 14 вольт (речь идет о стандартной стартерной батарее 12 вольт).
Простая принципиальная электрическая схема зарядного устройства для автомобиля состоит из трех компонентов
: блок питания, регулятор, индикатор.
Классика — резисторный зарядник
Блок питания изготавливается из двух обмоточного «транса» и диодной сборки. Выходное напряжение подбирается вторичной обмоткой . Выпрямитель – диодный мост, стабилизатор в этой схеме не применяется.
Ток заряда регулируется реостатом.
Важно! Никакие переменные резисторы, даже на керамическом сердечнике, не выдержат такой нагрузки.
Проволочный реостат
необходим для противостояния главной проблеме такой схемы – избыточная мощность выделяется в виде тепла. Причем происходит это очень интенсивно.
Разумеется, КПД такого прибора стремится к нулю, а ресурс его компонентов очень низкий (особенно реостата). Тем не менее, схема существует, и она вполне работоспособна. Для аварийной зарядки, если под рукой нет готового оборудования, собрать ее можно буквально «на коленке». Есть и ограничения – ток более 5 ампер является предельным для подобной схемы. Стало быть, заряжать можно АКБ емкостью не более 45 Ач.
Зарядное устройство своими руками, подробности, схемы — видео
Гасящий конденсатор
Принцип работы изображен на схеме.
Благодаря реактивному сопротивлению конденсатора, включенного в цепь первичной обмотки, можно регулировать зарядный ток . Реализация состоит из тех же трех компонентов – блок питания, регулятор, индикатор (при необходимости). Схему можно настроить под заряд одного типа АКБ, и тогда индикатор будет не нужен.
Если добавить еще один элемент – автоматический контроль заряда
, а также собрать коммутатор из целой батареи конденсаторов – получится профессиональный зарядник, остающийся простым в изготовлении.
Изюминка зарядного устройства
– конденсаторная батарея. Особенность схем с гасящим конденсатором – добавляя или уменьшая емкость (просто подключая или убирая дополнительные элементы) вы можете регулировать выходной ток. Подобрав 4 конденсатора для токов 1А, 2А, 4А и 8А, и коммутируя их обычными выключателями в различных комбинациях, вы можете регулировать ток заряда от 1 до 15 А с шагом в 1 А.
Если вы не боитесь держать в руках паяльник, можно собрать автомобильный аксессуар с плавной регулировкой тока заряда, но без недостатков, присущих резисторной классике.
Данная схема
Регулируя резистором R5 степень открытия перехода на транзисторе VT1, вы обеспечиваете плавное и очень точное управление тринистором VS1.
Схема надежная
, легко собирается и настраивается. Но есть одно условие, которое мешает занести подобный зарядник в перечень удачных конструкций. Мощность трансформатора должна обеспечивать троекратный запас по току заряда.
То есть, для верхнего предела в 10 А, трансформатор должен выдерживать длительную нагрузку 450-500 Вт. Практически реализованная схема будет громоздкой и тяжелой. Впрочем, если зарядное устройство стационарно устанавливается в помещении – это не проблема.
Регулятор мощности
В схеме реализован принцип частотно-импульсного регулирования угла отпирания тиристоров за счет синхронизации с сетью. Такое управление является наиболее эффективным и надежным, так как тиристор работает в нормальных режимах без завышения своих возможностей.
В схеме имеется генератор, который формирует импульсы управления и сдвигает их относительно фронтов импульсов при переходе сетевого напряжения через ноль. Управляющая последовательность импульсов подается на УЭ и К. Напряжение в нагрузке выпрямляется при помощи двухполупериодного выпрямителя. Использование емкостей в схеме в качестве фильтров недопустимо, так как они будут нарушать главный принцип работы устройства. Такой регулятор мощности можно применить для управления температурой жала паяльника путем изменения напряжения его питания. Но если потребуется организоваться управления первичными цепями трансформатора, придется включить нагрузку перед диодным мостом. Ток регулирования должен быть не более 7,5 А.
https://youtube.com/watch?v=fBI7CalPy_U
Корпус для зарядного устройства
Корпус был собран из цинковой жести, так как хотел сделать как можно проще.
Сзади корпуса было выпилено отверстие под вентилятор, для большей надёжности решил добавить активное охлаждение, да и вентилей поднакопилось, пусть не лежат без дела.
Затем начал делать начинку, прикрутил трансформатор, диодный мост тоже взял с запасом — КРВС-3510, благо они не много стоят:
В передней панели сделал отверстие для вольтметра, также прикрутил гнездо для крокодилов.
Вышло как раз то что я хотел-простенько и надёжно. В основном этот блок используется для зарядки АКБ и питания 12 вольтовых светодиодных лент.
Ну и в крайнем случае для настройки автомобильных преобразователей. А чтобы было меньше помех, после моста поставил пару конденсаторов общей ёмкостью около 5 тыс. мкФ.
Внешне конечно можно было сделать и более аккуратно, но мне здесь главное надёжность, следующим на очереди стоит лабораторный блок питания, в нем то и буду воплощать все свои дизайнерские умения. Всего доброго, с вами был Колонщик!.) Форум по простым ЗУ
Обсудить статью АВТОМОБИЛЬНОЕ ЗАРЯДНОЕ СВОИМИ РУКАМИ
Назначение элементов ЗУ
Выполняется устройство на основе фазоимпульсного регулятора на тиристоре. В нем нет дефицитных компонентов, поэтому при условии, если будете монтировать исправные детали, вся схема сможет работать без настройки. В конструкции имеются такие элементы:
- Диоды VD1-VD4 — это мостовой выпрямитель. Предназначены они для преобразования переменного тока в постоянный.
- Управляющий узел собран на однопереходных транзисторах VT1 и VT2.
- Время зарядки конденсатора С2 можно регулировать переменным сопротивлением R1. Если его ротор сместить в крайнее правое положение, то ток зарядки будет наивысшим.
- VD5 — это диод, предназначенный для защиты цепи управления тиристора от обратного напряжения, которое возникает при включении.
У такой схемы имеется один большой недостаток — большие колебания тока зарядки, если в сети нестабильное напряжение. Но это не помеха, если в доме используется стабилизатор напряжения. Можно собрать зарядное устройство на двух тиристорах — оно будет более стабильное, но сложнее реализовать эту конструкцию.